Мишень для сигареты

Ежегодно в последний день мая мировая общественность стремится привлечь внимание людей к проблеме эпидемии табакокурения. В этом году в центре внимания Всемирного дня без табака оказался вред, причиняемый женщинам маркетингом табака и курением (ВОЗ выбрала тему "Гендерный фактор и табак с акцентом на маркетинг в отношении женщин"). В то же время прилагаются усилия к повышению осведомленности мужчин в отношении их ответственности за воздержание от курения в местах, где находятся женщины, с которыми они живут и работают.
Табачная промышленность ведет непрерывный и настойчивый поиск новых потребителей, которые заменят тех, кто бросает курить, а также нынешних потребителей, примерно половина которых умрет преждевременно от рака, инфаркта, инсульта, эмфиземы или других связанных с табаком болезней. Одну из крупнейших групп среди многочисленных мишеней промышленности составляют женщины. Это связано с тем, что женщины меньше употребляют табак для курения или жевания, чем мужчины: лишь 9% женщин курят по сравнению с 40% мужчин. В мире насчитывается более миллиарда курильщиков, из которых женщин — около 200 миллионов. Привлекая женщин, промышленность просто получает возможность для расширения продаж.
Борьба с табачной эпидемией среди женщин является важной частью любой стратегии по борьбе против табака. Как заявила Генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен, "защита и укрепление здоровья женщин имеют решающее значение для здоровья и развития не только сегодняшних граждан, но и будущих поколений". К сожалению, на сегодняшний день менее 9% населения мира защищено полными запретами на рекламу и лишь 5,4% — всесторонними национальными законами по обеспечению среды, свободной от табачного дыма.

КАКОМУ РИСКУ ПОДВЕРГАЮТСЯ ЖЕНЩИНЫ?

Табачные предприятия не жалеют средств на завлекающие кампании маркетинга, нацеленные на женщин, так как современные женщины зарабатывают и имеют возможность тратить деньги. Они могут позволить себе купить табак и чувствуют себя более свободными в отношении его употребления.

Табачные компании вкладывают огромные инвестиции в страны с низким и средним уровнем дохода, где живет большинство потенциальных новых потребителей женского пола.

Многие страны не принимают достаточных мер для защиты своего населения от воздействия вторичного табачного дыма.

Многие женщины не знают о вреде, причиняемом вторичным табачным дымом, или считают себя не вправе жаловаться.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЭПИДЕМИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА СРЕДИ ЖЕНЩИН?

Как правило, женщины начинают курить по другим причинам, нежели мужчины. Табачная промышленность обманывает их, внушая идею, что курение — это признак свободы. К тому же многие женщины ошибочно полагают, что курение помогает им оставаться стройными. Реклама обманчиво связывает употребление табака с женской красотой, расширением возможностей и здоровьем. В действительности же табачная зависимость порабощает и уродует женщин.

Реклама завлекает женщин такими обманчивыми определениями, как "легкие" или "с низким содержанием смол". "Легкие" сигареты курят в основном женщины, часто ошибочно веря в то, что "легкие" означает "более безопасные".

Курящие женщины с большей вероятностью, чем некурящие, страдают от бесплодия и задержек в наступлении беременности. Курение во время беременности повышает риск преждевременных родов, мертворождений и смерти новорожденных и может приводить к уменьшению количества грудного молока.

Курение повышает риск развития у женщин рака шейки матки. Имеется возможная связь между активным курением и раком молочной железы в предклимактерический период.

Многие стратегии по борьбе против табака не учитывают женщин, жующих табак.

ПАССИВНОЕ КУРЕНИЕ ТАКОЕ ЖЕ ВРЕДНОЕ, КАК И АКТИВНОЕ

Во многих странах женщины не в состоянии защитить себя и своих детей от воздействия вторичного табачного дыма. Так, в Китае, где живет одна треть взрослых курильщиков в мире, табачная эпидемия касается в основном одних мужчин (там курят менее 3% женщин). Тем не менее более половины китайских женщин репродуктивного возраста регулярно подвергаются воздействию вторичного табачного дыма. Во всем мире 64% из 600 000 ежегодных случаев смерти в результате воздействия вторичного табачного дыма происходит среди женщин.

КАК ЗАЩИТИТЬ ЖЕНЩИН ОТ МАРКЕТИНГА ТАБАКА И КУРЕНИЯ?

Наложить всесторонний запрет на все формы рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака в соответствии с призывом Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Наложить всесторонний запрет на курение табака во всех общественных и рабочих местах.

Обеспечить слаженную работу государственных учреждений и других заинтересованных сторон, принимая во внимание различные потребности мужчин и женщин.

Способствовать осознанию мужчинами вреда, который причиняет их вторичный табачный дым женщинам и детям, с которыми они живут и работают.

Проводить кампании за свободу женщин от табака как одного из основных прав человека.

В то время, как в одних странах табачная эпидемия среди мужчин медленно идет на спад, употребление табака среди женщин в других странах возрастает. Будущий характер глобальной табачной эпидемии среди женщин можно разглядеть в привычках сегодняшних девочек. В половине из 151 страны, где проводилось обследование тенденций в курении среди молодежи, сигареты курят примерно одинаковое число девочек и мальчиков. В некоторых странах курящих девочек больше, чем мальчиков. Курящие подростки с большей вероятностью становятся регулярными курильщиками в зрелые годы.

Из более чем 5 миллионов человек, ежегодно умирающих в результате употребления табака, примерно 1,5 миллиона — женщины. Если не принять срочные меры, число людей, умирающих в результате употребления табака, к 2030 году превысит 8 миллионов человек, 2,5 миллиона из которых будут женщины. А ведь каждый случай такой преждевременной смерти предотвратим.

Пришло время действовать.

Подготовила Елена ИВАНОВА.

(По материалам городского центра здоровья)

Другие статьи этого номера