Перевозчик определяет цену!

С сегодняшнего дня маршрутные такси намерены значительно увеличить стоимость проезда. Троллейбусники "продержатся" на прежнем уровне еще около месяца.
На прошедшей неделе постоянные клиенты маршрутных такси успели ознакомиться с объявлениями в автобусах на ряде городских маршрутов о повышении цены на проезд с 1 июня. Проезд в автобусах средней вместимости перевозчики обещали поднять до двух гривен, на микроавтобусах — до трех.

Такая тарифная политика в Севастопольской городской государственной администрации пока охарактеризована как "попытка отдельных перевозчиков повысить цены". Однако противостоять таким "попыткам" власти города могут лишь путем уговоров, взывания к совести владельцев транспортных предприятий и задействования судебной системы.

По словам начальника отдела транспорта и связи СГГА Александра Пахомова, "у нас есть социально значимая перевозка (36 автобусных маршрутов, 12 троллейбусных, бесплатные проездные билеты на морском транспорте), на которую в бюджете города заложены значительные суммы компенсации". Так вот, такая перевозка включает в себя регулирование тарифов с доплатой из бюджета стоимости проезда со стороны исполнительной власти. Другое дело — перевозка коммерческая.

Во время проведения городского конкурса на перевозки в протоколе конкурсного комитета и договоре, конечно, заявленная победителем стоимость проезда оформляется. Но с оговоркой: в случае планируемого повышения цены перевозчик за 10 дней подает в СГГА экономическое обоснование, а затем… производит повышение тарифа. В мае 2010 года два севастопольских перевозчика, работающих на самых крупных маршрутах, несколько раз подавали подобное обоснование. И хотя "добро" на повышение им никто не давал, имеют полное право "вломить" нужную им стоимость проезда. Потому что, согласно нормативным правительственным документам, цену определяет перевозчик. А городским властям отказано в праве устанавливать тарифы на коммерческие перевозки в режимах "маршрутное такси" и в режиме "экспресс". Более того, в утвержденной приказом Минтранса методике перевозчикам позволяется пересматривать тариф в случае повышения стоимости ГСМ на 10%. Последний раз цены в городском общественном транспорте поднимались около двух лет назад. С тех пор стоимость бензина выросла на 50%.

Но! Владельцы автотранспортных предприятий весьма охотно рассказывают о своих трудностях, представляя в СГГА расчеты собственных убытков. Однако, говорит Александр Пахомов, "чтобы посмотреть, насколько объективны эти расчеты, необходим комплексный независимый аудит, а свою финансовую деятельность предприятия оставляют тайной за семью печатями". На вопрос, какой, например, должна быть заработная плата водителей на этой неделе перевозчикам придется ответить руководству СГГА. Там же им напомнят историю о том, как на одном из маршрутов перевозчик самовольно поднял тариф и чуть не попал в судебный процесс, затеянный другим автотранспортным предприятием, проигравшим ему в конкурсе из-за предложенных более высоких тарифов.

В ближайшие дни перспектива у ежедневно пользующихся маршрутным такси севастопольцев может быть такой: или "пропускать" автобусы с трехгривенной ценой, дожидаясь транспорта другой фирмы (повышают тарифы два перевозчика), или смириться с происходящим и добавить к семейному бюджету новый значительный расход. В эти же дни власти города в переговорном процессе будут "уговаривать" перевозчиков следовать разумному повышению, а не сразу в половину стоимости. Обычно такие переговоры заканчиваются успешно.

Что касается стоимости проезда в троллейбусах, то к середине курортного сезона она также может увеличиться, поскольку сегодня не покрывает расходов КП "Севэлектроавтотранс" и является одной из самых низких в Украине. При этом руководство СГГА намерено не только сохранить, но и укрепить базу севастопольских электротранспортников. По словам главы СГГА, "политика будет направлена на сохранение электротранспорта, который является экологически чистым".

По данным "Славы Севастополя", региональная комиссия по госрегулированию тарифов в системе ЖКХ и транспорта уже подготовила экономическое обоснование поднятия стоимости проезда в троллейбусе до одной гривны. Произойти это может лишь после того, как данный регуляторный акт будет обнародован. Вся процедура потребует около месяца.

А вот первый низкопольный троллейбус минского завода прокатит по улицам Севастополя уже 14 июня — в День города.

Ирина КАРАТАЕВА.

В тему

Из обращения одного из автотранспортных предприятий к руководству СГГА:

"Автотранспортное предприятие из-за низких тарифов на перевозку пассажиров автотранспортом общего пользования на городских автобусных маршрутах оказалось в сложном финансово-экономическом положении. Предприятие выполняет бесплатную перевозку 11 категорий льготных пассажиров без дотации из городского бюджета. Существующие тарифы, чрезмерно высокие цены на комплектующие, запчасти, топливо и ГСМ не позволяют предприятию работать рентабельно и развиваться, обновлять подвижной состав. В соответствии с методическими рекомендациями "Обозначения уровня тарифов на услуги пассажирского автотранспорта общего пользования", утвержденными приказом Министерства транспорта и связи Украины от 25.06.2003 г., N 461, нами проведены экономические расчеты тарифов по состоянию на 10.05.2010 г. Полученные результаты подтверждают необходимость срочного повышения тарифов на услуги пассажирского автотранспорта общего пользования.

В соответствии с расчетами, тарифы на перевозку автотранспортом общего пользования в зависимости от протяженности маршрута и с 20-проц. рентабельностью должны быть следующими: режим "маршрутное такси" — 5,77-7,30 грн, режим "общий" — 3,40-4,96 грн. В связи со сложившимся тяжелым положением предприятие планирует поднятие тарифов с 1 июня 2010 года. Проезд на автобусах средней вместимости будет составлять 2 грн, на микроавтобусах — 3 грн".

Глас народа

ВЫ ГОТОВЫ К ПОВЫШЕНИЮ ТАРИФА НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ?

Сергей Андреевич, педагог:

— Я — готов. К тому же у меня есть личный транспорт. Но для многих горожан это будет сильным ударом по семейному бюджету. Почти треть севастопольцев — малоимущие, у многих пенсия не превышает одной тысячи гривен. Конечно, для пенсионеров есть льгота на проезд в троллейбусе. Но дело в том, что количество маршрутов в городе сократилось, пенсионеры вынуждены ездить в микроавтобусах, а там проезд хотят поднять до 3 гривен. В городе должна быть принята программа транспортного обслуживания населения, в которой следует предусмотреть адресное дотирование гражданам из социально незащищенных групп. Это касается и катеров, и паромных переправ, и автобусного сообщения, и электротранспорта.

Светлана Викторовна, инженер:

— Конечно, не готова. Почему вы не задаете вопрос: готовы ли вы к повышению заработной платы? Когда вокруг кризис, повышать расходы из семейного бюджета на коммунальные услуги, транспорт и прочее — это абсурдно. Видимо, власть таким образом ратует за снижение рождаемости и уменьшение продолжительности жизни. Я это расцениваю только так.

Дмитрий Васильевич, пенсионер:

— Как пенсионер, я отношусь к льготной категории населения: езжу на троллейбусе. Хочу сказать, что пенсионеры у нас с разным достатком. Например, есть люди, которые получают 700 гривен пенсии, и они, естественно, не платят за проезд. А есть, которые получают 3 тысячи гривен пенсии, и они тоже не платят за проезд. Мне кажется, что с такой пенсией можно платить, как все пассажиры. В целом же населению на проезд должна быть предусмотрена адресная помощь от государства.

Александр Игоревич, пенсионер:

— Нет, не готов. Почему маршрут "5-й км — Балаклава" стоит 2 гривны, в то время как другие маршруты автобусов по 1,5. И балаклавские "извозчики" уже говорят о повышении тарифа до 3 гривен. Я чувствую себя дойной коровой. Считаю, что повышение тарифа на проезд должно быть обоснованным.

Татьяна Ивановна, жительница Балаклавы:

— Не готова. Сейчас я трачу около сотни на проезд. А если еще повысят тарифы, то как на работу добираться? Значит, меньше будем есть, чтобы приехать на работу. Я еще понимаю, если поддержать надо государственное предприятие, каким является "Севтроллейбус". А вот аппетиты ЧП всегда растут: хотят все больше и больше.

Другие статьи этого номера