Из письма в редакцию: "Участковый педиатр направил мою дочь на консультацию к кардиологу в детскую консультативную поликлинику Центра охраны здоровья матери и ребенка. Я позвонила в регистратуру, чтобы записаться на прием. Мне сказали, что на ближайшую неделю свободных талончиков нет, но можно попытаться получить их в порядке живой очереди рано утром. На следующий день около семи часов (до начала работы поликлиники) я подошла к дверям медучреждения, и увидела, что здесь уже собралось несколько десятков человек. Ровно в семь часов началась раздача талонов, но очень быстро они закончились. Мне не досталось. Также не оказалось в наличии свободных талонов на ближайшие дни недели. Сотрудница регистратуры посоветовала приходить завтра (только надо встать еще раньше). Я завела будильник на пять утра, в шесть часов была на месте и… оказалась третей! Зато теперь мне повезло, и талон к кардиологу был получен.
Но повезло в этот день далеко не всем — я насчитала тридцать пять человек в очереди. Кто-то из "невезунчиков" пытался ругаться, да толку-то. Я же, пока стояла в очереди, почему-то вспомнила советские времена, когда вместе с родителями неделями ходила на перекличку, чтобы в конце лета купить авиабилеты и улететь с юга на север…
В чем причина такого положения? Почему на талоны такой ажиотаж? Может быть, не хватает узких специалистов?
С уважением
Юлия Роднина".
— По нормативам Минздрава, укомплектование специалистами узкого профиля находится у нас в абсолютной норме, — прокомментировал вышеописанную ситуацию главный врач Центра охраны здоровья матери и ребенка А.Г. Токарев. — Здесь скорее сказывается не нехватка специалистов, а переизбыток посетителей. Согласно порядку, в консультативную поликлинику должны обращаться только по направлению врачей первичного звена — педиатров, семейных врачей, а у нас зачастую родители "направляют" детей сами.
— Как показывает практика, около 25 процентов обратившихся в консультативную поликлинику приходят не по показанию, — поясняет ситуацию заведующая поликлиникой И.И. Горбунова. — Люди не пользуются услугами участковой службы, идут напрямую, а это не совсем правильно. Ведь прежде чем прийти к гематологу, например, надо уже иметь при себе анализы крови, к эндокринологу — анализы сахара и так далее. По большому счету работа узкого специалиста направлена в помощь педиатру, который в чем-то не может разобраться, а если болезнь действительно обострена, берет ребенка под свой контроль. В других случаях общение с доктором должно проходить на участке.
Талоны ежедневной и предварительной записи у нас действительно нарасхват. В настоящий момент особенно к кардиологу и эндокринологу. Возможно, это связано еще с тем, что школы начали направлять детей к нашим специалистам на профосмотры. Но мы всегда имеем в наличии несколько талонов на срочные случаи, когда консультацию узкого специалиста отложить нельзя.
По информации Института гигиены и медицинской экологии, уровень заболеваемости школьников возрос за последние 10 лет на 26,8 процента. Хронические заболевания среди учеников 1-х классов имеют 30 процентов детей, среди учащихся 5-х классов — 50 процентов, 9-х — 64 процента. Уже в 1-х классах отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата имеют до 11 процентов школьников, носоглотки — 25%, нервной системы — 30%, органов пищеварения — 30%, аллергические проявления — 25%. С 1-го до 9-го класса частота понижения остроты зрения вырастает в 1,5 раза, частота нарушения осанки — в 1,5 раза, распространенность заболеваний органов пищеварения — в 1,4 раза, эндокринной системы — в 2,6 раза. В физическом развитии школьников наблюдаются такие неблагоприятные тенденции, как понижение округлости грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы.
По данным Института гигиены и медицинской экологии, для школьников на сегодняшний день разработаны 534 базовые и 239 экспериментальных учебных программ, утвержденных Министерством науки и образования, но преимущественное большинство этих программ не имеет гигиенического обоснования возрастным морфофункциональным возможностям организма школьников. Рабочий день современного школьника с учетом домашних заданий длится 10-12 часов, что приводит к формированию у детей синдрома хронической усталости.