В редакцию газеты обратилась В.П. Беседина: "У нас 4-го числа умерла бабушка, а пенсию она получала 14-го числа ежемесячно в почтовом отделении. Подскажите, как нам получить недополученную пенсию бабушки?"
За разъяснениями по данному вопросу редакция обратилась к главному специалисту отдела пенсионного обеспечения застрахованных лиц главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе Наталье Владимировне СЕРЕДЕ:
— Вопросы о порядке выплаты недополученной пенсии умершего пенсионера урегулированы ст. 52 закона Украины от 09.07.2003 N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (далее — Закон) и пунктом 33 "Порядка представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 N 22-1 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 27.12.2005, N 1566/11846.
Согласно требованиям вышеуказанных нормативных документов, сумма пенсии, причитающаяся пенсионеру и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается по месяц смерти включительно членам его семьи, проживавшим на день его смерти совместно с пенсионером, в том числе нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении, вне зависимости от совместного проживания на день смерти.
Таким образом, члены семьи, которые обращаются за выплатой недополученной пенсии умершего пенсионера, должны подтвердить родственные отношения и факт совместного проживания с пенсионером на день его смерти, а нетрудоспособные члены семьи — факт пребывания на иждивении умершего лица. К слову, к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца в соответствии со ст. 36 Закона относятся, например, муж или жена, отец или мать, если они являются инвалидами или достигли пенсионного возраста.
Выплата недополученной пенсии умершего пенсионера осуществляется вышеуказанным категориям заявителей в случае обращения за ее получением в течение шести месяцев со дня открытия наследства, то есть в течение шести месяцев со дня смерти или со дня объявления пенсионера умершим. Для выплаты недополученной пенсии в связи со смертью пенсионера представляются следующие документы: свидетельство о смерти; документы, которые подтверждают родственные отношения (справки уполномоченных органов с места проживания или другие документы, которые подтверждают проживание с пенсионером на день его смерти). Нетрудоспособные члены семьи представляют документы, которые подтверждают факт пребывания на иждивении умершего пенсионера. Такими документами могут быть, например, решение суда или справка уполномоченных органов с места проживания, в том числе органов местного самоуправления.
Если обращение за получением недополученной пенсии умершего пенсионера поступило спустя шесть месяцев со дня открытия наследства, то сумма пенсии (по месяц смерти включительно), принадлежавшая пенсионеру и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается наследникам.
Документом, который подтверждает статус наследника, является свидетельство о праве на наследство. Указанные свидетельства выдаются наследникам после окончания шести месяцев со дня открытия наследства. Если в наследство вступило несколько наследников, свидетельство о праве на наследство выдается каждому из них с указанием имени и части в наследстве других наследников.