Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 10o

Золотая наша морская акватория!

Наша газета совсем недавно акцентировала внимание севастопольцев на мнении главы представительства ЕС в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейра, который считает, что базирование в Севастополе Черноморского флота РФ не может отрицательно влиять на привлечение в...

Наша газета совсем недавно акцентировала внимание севастопольцев на мнении главы представительства ЕС в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейра, который считает, что базирование в Севастополе Черноморского флота РФ не может отрицательно влиять на привлечение в город инвестиций из Евросоюза. Об этом он заявил в Севастополе по итогам состоявшейся здесь конференции в рамках реализации проекта ЕС "Совместная инициатива по сотрудничеству в Крыму". "Мы будем оказывать помощь, но инвесторы сами будут решать", — добавил Тейшейра. И сказал, по нашему мнению, ключевую для экономики города фразу: "Инвесторы хотят, чтобы была определенная среда, необходимая для работы".

Иными словами, инвесторы всегда хотят вкладывать не в пустое место, а в РАЗВИТИЕ уже чего-то существующего, т.е. идти уже проторенными бизнес-дорогами в надежде на скорую окупаемость (оборачиваемость) инвестиций. А окупить что-то можно, лишь продав созданные материальные ценности, новые или усовершенствованные услуги.

Более двух веков город с успехом продает в первую очередь свою уникальную морскую акваторию как транспортно-перевалочную базу. Именно положение Севастополя в конце концов не только помогло создать инфраструктуру города-порта, но и способствовало накоплению другого его богатства — огромного культурно-исторического наследия. Правда, "эксплуатация" этого наследия, несмотря на все декларации и программы, пока затруднено из-за отсутствия элементарного, но привычного для туристов комфорта. И скорой отдачи именно для городской экономики достопримечательности пока не сулят. Так что логика инвесторов (как мы ее себе представляем без претензий на конечную истину) проста: мы хотим зарабатывать вместе с вами на вашей поистине "золотой" акватории!

Почти под таким заголовком, "Наша акватория — золотая!", была опубликована еще 30 октября 1999 г. моя статья под рубрикой "Экономика города". Именно тогда — почти на стыке второго и третьего тысячелетий н.э. — происходила последняя переориентация Севастопольского порта с внутреннего рынка на внешний. Сейчас мало кто помнит, но ведь еще в 1875 г. с пуском в эксплуатацию железной дороги Севастополь был официально объявлен экспортным коммерческим портом. А в 1884 году часть западного берега Южной бухты была предоставлена для устройства коммерческого порта (Царская пристань).

Статус Севастополя как военно-морской базы Черноморского флота ограничивал развитие торговли. До 1992 г. основная деятельность порта была связана с перевозками пассажиров, со строительной индустрией города и военно-промышленным комплексом. Распоряжением КМУ в 1996 г. в Севастопольском порту открыт пункт пропуска через государственную границу Украины для международных сообщений с правом захода иностранных невоенных судов. Это дало порту в новейшей своей истории возможность наращивать грузопереработку (в т.ч. привлекая транзитные грузопотоки), принимать иностранные туристические суда.

Ныне порт оснащен современным оборудованием, перегрузочными машинами и механизмами, обеспечивающими переработку навалочных грузов, металлопроката, леса, тарно-штучных и пакетированных грузов. Это основные грузопотоки, проходящие через порт. Порт выполняет погрузочно-разгрузочные работы, складские и транспортно-экспедиторские операции, перевозки грузов и пассажиров морским и автомобильным транспортом, прием пассажирских и грузовых судов, буксировочные операции. Мощности порта позволяют перерабатывать сотни тысяч тонн грузов в год.

В Севастополе, как я писал в "Славе Севастополя" 16 декабря 1999 г. в другой своей статье, "Родные причалы", было 287 причалов — обычных и специализированных: для огромных военных кораблей, научно-исследовательских, торговых и маломерных судов, рыболовецких траулеров и плавбаз, катерных, паромных, грузовых, для тренировочных спусков водолазов, гидросамолетов, амфибий и просто… разрушенных. Процент изношенности большинства из них составлял на рубеже XX и XXI веков более 70. Естественно, чтобы ими пользоваться, их нужно не только ремонтировать, но и модернизировать, оснащать новинками портовой техники. Только тогда будет отдача.

А поиск инвестиций для развития порта — процесс длительный. Основная задача, которую можно решить сегодня, — использование после небольших капиталовложений уже имеющейся инфраструктуры. К сожалению, она сегодня не позволяет городу оказывать полный комплекс услуг по обслуживанию туристов, поэтому мы теряем доходы.

Другое направление развития — грузопереработка. В последние годы порт полностью перепрофилировал работу своего грузового района в Инкермане. Если раньше переваливали исключительно песок для внутригородских нужд, то сегодня там перерабатываются металл, лес, руда, кальцинированная сода и другие грузы, причем большинство из них — экспортные Это немедленные налоги именно на месте, где происходит грузоперевалка.

Неудивительно, что, видя такие результаты и еще большие перспективы, ведущие финансово-промышленные группы стран СНГ и мира, пока наше правительство не решило, когда начать приватизацию морских портов, самостоятельно ищут выход в морскую гавань. Основная цель их — снижение расходов на логистику. Борьба за право приобрести в собственность морской порт ведется давно. И давно не секрет, что существует повышенный интерес к украинским портам, и Севастополю в частности, со стороны иностранных компаний: американских, канадских, российских и польских, а сейчас и белорусских.

Объясняется это в первую очередь расположением Украины, где пересекаются несколько международных транспортных коридоров, которые простаивают. Некоторые из них, к примеру, работают лишь на 50% своей перевалочной способности. При ежегодном росте уровня переработки грузов доходы портов сокращаются в среднем на 5% в год. Основная причина — крайний износ оборудования, устаревшие схемы работы и отсутствие инфраструктуры того уровня, который больше всего отвечает запросам современной логистики. В итоге Россия и Румыния имеют возможность наращивать свои портовые мощности и прибыль за счет тех транзитных потоков, которые обходят Украину стороной. Если российские порты представляют собой лишь мнимую конкуренцию, то Румыния давно забрала у Украины практически все перевозки контейнеров из Юго-Восточной Азии в Европу.

По подсчетам Минтранссвязи, которое, к слову, не отрицает критического положения портов, для того, чтобы сохранить хотя бы нынешние их возможности, необходимо инвестировать в отрасль около $2 млрд. В то же время руководители крупнейших МТП называют куда более крупные суммы. Очевидно, что без инвестиций представителей крупного бизнеса, заинтересованных в развитии припортовой инфраструктуры, у отечественных портов нет шанса выжить. В то же время частный бизнес не всегда склонен направлять в порты серьезный капитал, поскольку не имеет гарантий, что вложенные миллиарды не будут подарены государству.

Ясно главное: Севастополь располагает хорошими стартовыми позициями в реализации концепции "город-ворота", через которые осуществляются связь и торговля Европы с другими частями света. Восточная окраина Европы, по мнению европейских экспертов, может стать центром сотрудничества и торговли между Европой и Азией. В этом смысле особое значение приобретают развитие существующих и создание новых транспортных и энергетических сетей. В то же время необходима модернизация транспортных путей, связывающих севастопольский регион с трансевропейскими сетями и транспортными центрами (железные дороги, автострады, порты, аэропорты). Так что дело за реальными инвесторами!

Сергей КОШКИН.

* * *

Севастопольский порт находится в уникальной незамерзающей, закрытой от ветров и штормов Севастопольской бухте, расположенной в юго-западной части полуострова Крым на берегу Чёрного моря. Имеет выгодное географическое расположение: в радиусе 600 км находится 12 государств — "короткое плечо" до Стамбула.

* * *

Рентабельность грузоперевозок морским транспортом почти на порядок выше рентабельности речных грузоперевозок: 18,2% против 2,3%. Кроме того, морские грузоперевозки характерны своей надежностью.

* * *

Несмотря на кризис, Севастополь в прошлом году принял 993 грузовых судна, что на 9% больше, чем за 2008 год. из них 475 судов — зарубежные и инфрахт. При этом объем перевалки грузов составил 7963300 т, что на 6% выше этого показателя 2008 г., сообщили в горстатуправлении. Обработка грузов осуществлялась на причалах морского торгового порта, рыбного порта и восьми причалах других предприятий Севастополя.

В целом в 2009 г. перевалка экспортных грузов составила 5829600 т (73% общего объема), транзитных — 1635500 т (20%), грузы внутреннего сообщения составили 457200 т (6%), импортные — 41000 т (1%). Среди грузов преобладают черные металлы — 2984,3 тыс. т (37% общего объема), зерновые — 2764,3 тыс. т (35%), нефтепродукты — 1734,9 тыс. т (22%), строительные материалы — 309,6 тыс. т (4%), химические и минеральные удобрения — 58,6 тыс. т (1%). В целом за год Севастополь экспортировал грузы в 38 стран мира. Наибольшие потоки экспортных поставок были осуществлены в страны Азии (54% общего объема), Африки (14%), Европы (5%).

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ