Мы будем жить по-новому…

В Севастополе на базе Национального технического университета прошли тренинги на тему "Реформирование системы теплоснабжения в Украине". Инициатор проекта — Агентство США по международному развитию.Казалось бы, ничего необычного. Заокеанские коллеги часто и с удовольствием "потчуют" нашу страну всевозможными обучающими программами, делятся своим "богатым опытом" и так далее. Однако на сей раз сложилась несколько иная ситуация. Инициативой американцев заинтересовалось Министерство ЖКХ Украины. По словам представителей ведомства, систему теплоснабжения необходимо менять, как ни крути. И то, что предлагают американские специалисты, — далеко не худший вариант.

А предлагают нам гости из Штатов в первую очередь знания. Директор проекта Билл Такер констатирует: "Мы могли бы привлечь своих ученых и за какой-то промежуток времени "перезагрузить" энергетическую систему Украины. Но это нерентабельно и неразумно как с точки зрения экономики, так и с точки зрения закона. Гораздо эффективнее воспитать "реформаторов" в украинской среде. Изначально, когда мы задумывали начать работу в вашей стране, предполагалось задействовать два десятка городов. Однако интерес к программе оказался настолько велик, что список участников пришлось увеличить до 36. В данный момент тренинги уже проходят в семи городах. Кроме Севастополя, партнерами проекта стали Евпатория, Краматорск, Луцк, Львов, Миргород. И это только начало".

Предложенная инициатива предполагает два направления. Первое — общенациональное. Его суть сводится к созданию нормативно-правовой базы для внедрения новаций в жизнь. Второе направление реализуется на местном уровне. И здесь, по словам инициаторов проекта, немаловажным аспектом является сотрудничество с местными властями. Среди специалистов, приехавших обучать севастопольцев, не только американцы. Есть и специальный гость из Болгарии — Здравко Генечев. Этот человек — один из тех, кто в значительной степени поспособствовал реформированию системы теплоснабжения у себя на родине (а проблемы ЖКХ Болгарии почти полностью совпадали с украинскими "недугами"). Здравко Генечев подчёркивает: "Без активного взаимодействия с городскими (или районными) властями, само собой, ничего не получится. Впрочем, Севастополю в этом смысле бояться нечего. Мы немного изучили ситуацию в городе и поняли, что городская администрация весьма заинтересована в эффективном функционировании коммунального хозяйства".

Первый этап реформирования — аудит существующей системы теплоснабжения. Выявив все экономические плюсы и минусы, существующие на сегодняшний день, можно приступать к созданию новой стратегии развития. В министерстве ЖКХ Украины с таким подходом согласны. В частности, начальник жилищно-коммунальной инспекции в АРК Ирина Кондратюк утверждает: "Работать так, как мы работали раньше, нельзя. Это только усугубит кризис в системе ЖКХ. Реформа, предложенная нашими коллегами из США, во многом не лишена рационального зерна. Правда, есть ряд практических моментов, которые нам придётся учесть, "примеряя на себя" американскую программу. Во-первых, необходимо составить обновленные схемы энергоснабжения городов и районов. Муниципальное энергетическое планирование должно базироваться именно на этих схемах. На создание этой технической документации уйдёт немало времени и денег. Но в ином случае невозможно будет ни получить финансирование из госбюджета, ни привлечь дополнительные инвестиции, ни разработать экономически обоснованные тарифы на теплоснабжение.

Во-вторых, немаловажным аспектом в реформировании всей системы ЖКХ является создание ОСМД (объединений совладельцев многоквартирных домов). Только при смене балансодержателя жилого фонда можно будет говорить о каких-либо позитивных переменах. Так что работы у нас на ближайшие 10 лет предостаточно".

Другие статьи этого номера