Василий ЦЫБУЛЬКИН: "Мы всегда выступаем за то, чтобы в Севастополе был доступный и надежный транспорт"

Транспортная отрасль всегда была, есть и будет своеобразным индикатором, определяющим уровень развития экономики государства. И если до кризисных времен эта отрасль в Украине активно развивалась, то в последние два года транспортники все чаще говорят о выживании. По мнению руководителей предприятий, в связи с существенным подорожанием (в разы!) технического обслуживания подвижного состава и отсутствием поддержки со стороны государства возникает реальная угроза банкротства не только предприятий, но и отрасли в целом. Нужно отметить, что экономически наиболее уязвимым в отрасли является пассажирский транспорт, который, по сути, несет на себе функции социальных обязательств государства. Таким образом, при отсутствии государственной программы поддержки общественного транспорта перевозчики вынуждены идти на такие непопулярные меры, как повышение стоимости услуг. При этом они отмечают, что основную долю в тарифах составляет именно обеспечение технической безопасности пассажирских перевозок.
О ситуации, сложившейся в сфере пассажирских перевозок, о стоимости проезда и перспективах сотрудничества транспортного бизнеса с государством мы беседуем с руководителем лучшего в Севастополе и Украине АТП — ЧП "Цыбулькин", членом Европейского клуба лидеров, Василием Цыбулькиным. — Василий Федорович, возможен ли компромиссный вариант между соблюдением экономических интересов автотранспортного предприятия и минимальной стоимостью проезда?

— При существующем положении дел в стране мы уже не говорим о соблюдении экономических интересов предприятия — бизнесе как таковом. Сегодня речь идет хотя бы о том минимуме средств, при котором автотранспортное предприятие может гарантировать безопасность пассажирских перевозок. Мы всегда работаем с городскими властями, а именно они являются заказчиками услуг, на условиях компромисса между обеспечением приемлемой стоимости проезда и организацией соответствующего уровня безопасности пассажиров.

Нужно понимать, что если предприятие тотально экономит на техническом обслуживании подвижного состава (а у нас в городе есть и такие), то оно подвергает опасности жизнь и здоровье людей, пользующихся таким эконом-классом. По статистике, самые страшные аварии происходят из-за неисправного технического состояния транспортного средства. А теперь скажите: стоит ли рисковать здоровьем и жизнью ради экономии 50 копеек или даже гривны?

На сегодняшний день, по самым минимальным подсчетам, с экономией на всем, где можно сэкономить, компромиссной стоимостью проезда является: 2 грн — на автобусах среднего класса типа "Богдан", "Эталон" и 3 грн — на микроавтобусах типа "Мерседес", "Форд" и др. Технико-экономическое обоснование такой стоимости проезда мы представили в соответствующие контролирующие органы.

Хочу заметить, что ЧП "Цыбулькин" всегда выступает за то, чтобы в Севастополе был доступный и надежный транспорт. Поверьте, очень сложно создать такой баланс, но мы его держим уже на протяжении многих лет.

— Можете для большей убедительности назвать хотя бы несколько цифр?

— Конечно. По официальной методике Министерства транспорта и связи Украины, себестоимость проезда составляет 4,94(!) грн. И заметьте, это только себестоимость. Если заложить в расчеты еще и прибыль, то минимальная стоимость проезда должна быть 5,50 грн.

Для большей убедительности я могу привести вам и другие цифры. Содержание и обслуживание в месяц автобуса типа "Богдан": одно колесо стоит 2 тыс. грн (а их у него 6 шт. — в сумме получается 12 тыс. грн); замена масла стоит 750 грн; деталь рулевой колонки, в которой ничего особенного и нет, — 5 тысяч; тормозные колодки — 600-700 грн; ежедневный расход топлива — 350 грн, в месяц — 10,5 тыс. грн. Таким образом, текущее обслуживание в месяц без зарплаты, уплаты налогов, капремонта и других составляющих обходится порядка 25-30 тыс. грн в месяц.

Кто-то скажет, что колеса каждый месяц не меняют. Совершенно верно: если у вас один автобус. А если их около 300? Вот и получается, что каждый месяц меняются колеса, масло, тормозные колодки и т.д.

Последний раз стоимость проезда увеличивалась 2 года назад. С того момента цены на комплектующие детали увеличились в 5-8 раз (по различным позициям), на ГСМ — в 2 раза. Прибавьте к этому ожидаемое в ближайшее время еще одно увеличение стоимости топлива (ГСМ) в связи с недавним решением ВР Украины об увеличении акцизов на нефтепродукты…

Мы поднимаем стоимость услуги всего на 50 копеек для автобусов и на одну гривну — для комфортных "топиков". Поверьте, это вынужденная мера.

— Скажите тогда, как же вы вышли в расчетах на стоимость в 2-3 грн? Ведь тогда получается, что предприятие работает в убыток.

— Не забывайте, что у нас самая мощная ремонтно-техническая база в Крыму. А это очень хороший ресурс экономии. Кроме того, мы также экономим, получая комплектующие детали и запчасти по прямым договорам. А качество оптимизации производства на нашем предприятии высоко оценили даже в Европе, где в декабре прошлого года нас приняли в Европейский клуб лидеров. И еще один малоприятный вариант экономии — это зарплата. В начале прошлого года наши водители получали одну из самых высоких зарплат в городе среди других АТП. Сегодня для выполнения условий конкурсных обязательств по обслуживанию маршрутов (компромиссная стоимость проезда) нам приходится экономить и на зарплатах.

Скажу вам больше: если до 2008 года мы ежегодно приобретали за собственные средства, без кредитов от 2 до 5 автобусов, то два последних года не можем себе этого позволить ни за собственные средства, ни в кредит. Процентные ставки по кредитам увеличились в 2 раза.

— Василий Федорович, что вы посоветуете потребителям транспортных услуг для экономии расходов на проезд?

— Во всем мире существует система четкой градации транспорта: социальный — электротранспорт и метро; автобусы — для людей со средним достатком и комфортные микроавтобусы типа "Мерседес-Спринтер" — для более обеспеченных людей.

К сожалению, беда нашего общества в том, что мы привыкли ездить быстро, с комфортом и всего за 1,5 гривны. Из-за того, что в наших автобусах низкая стоимость проезда, в троллейбусах ездить никто не хочет, кроме пенсионеров, у которых бесплатный проезд. Но времена-то уже давно не те, когда государство исправно дотировало пассажирский транспорт.

Меня всегда удивляет, когда люди протестуют ("Слава Севастополя" N 101 за 04.06.10) против повышения стоимости проезда, аргументируя тем, что в семейном бюджете нужно оставить деньги еще и на то, чтобы посидеть в кафе и т.д. Но заметьте, что многие забывают про бюджет, когда ежедневно покупают те же сигареты, пиво, алкоголь… А между тем одна пачка сигарет — это ежедневный проезд в оба конца города. Прибавьте одну бутылку пива — это уже три поездки в день. Вот вам и экономия средств семейного бюджета.

В принципе, я не вижу особого повода для беспокойства. Сейчас образовалась достаточно приемлемая градация транспорта: социальный, средний и повышенной комфортности. Альтернативный выбор в соответствии с семейным бюджетом есть у каждого. Поверьте, будет гораздо хуже, если весь транспорт в одночасье остановится из-за неспособности выйти на маршрут по причине недофинансирования.

— Василий Федорович, на ваш взгляд, каким образом государство могло бы помочь транспортникам, чтобы они могли держать социальный уровень стоимости проезда?

— Транспорт — это отрасль, дотируемая во всем мире. Если у государства нет денег на дотации, но при этом оно устанавливает льготные категории граждан, то хотя бы нужно составить комплексную программу поддержки и развития отрасли. К примеру, предоставление налоговых каникул, организация социальных заправок и льготных поставок комплектующих деталей, компенсация процентных ставок по кредитам для возможности приобретения нового подвижного состава и т.д. Принятие хотя бы таких мер уже даст хороший задел предприятиям для экономии, а значит, можно говорить и об обеспечении социального уровня стоимости проезда.

Другие статьи этого номера