Управляемая неуправляемость администраций

Качество жизни рядовых украинцев во многом зависит от того, как выполняют свои полномочия местные госадминистрации. Для этого им из государственного бюджета ежегодно выделяется свыше 2 млрд гривен.
Однако, как показал проведенный Счетной палатой аудит, правительство не заботилось о надлежащем планировании и использовании этих средств администрациями, а также о выполнении ими функций по обеспечению социально-экономического развития территорий.Кабмин, Минфин, аппарат, Совет министров Крыма, областные и Севастопольская городская госадминистрации неэффективно управляют средствами госбюджета на обеспечение функционирования исполнительной власти. Бюджетные программы на реализацию этой цели не связаны с задачами, возложенными законодательством на местные администрации, и не стали средством для их эффективного функционирования. Вопреки действующему законодательству, они сводятся к тому, что администрации получают и письма, и поручения, проводят совещания и закупают оборудование.

Негативные тенденции в экономике ряда регионов (снижение уровней валового регионального продукта, выполнения местных бюджетов по доходам и расходам, доходов граждан, а также рост безработицы, что в 2008-2009 годах больше всего проявилось в Донецкой, Днепропетровской, Луганской и Полтавской областях) вызваны, в частности, и недостатками в работе местных госадминистраций.

Из-за того, что Кабмин как следует не координировал работу администраций по предоставлению административных услуг потребителям, 17 областных госадминистраций на протяжении 2008-2009 годов не выполнили требований правительства об утверждении их стандартов; 11 администраций не информируют об услугах общественность; количество наименований таких услуг в перечнях облгосадминистраций разное (от 16 до 63), что свидетельствует об отсутствии единых подходов. Создав противоречивую нормативно-правовую базу из определения перечней отдельных управлений и численности работников местных госадминистраций, правительство имело возможность бесконтрольно "раздувать" их штаты и свободно распоряжаться бюджетными средствами, которые направляются на их содержание.

Пользуясь противоречивостью норм постановления правительства о полномочиях по созданию структурных подразделений местных госадминистраций, их председатели по своему усмотрению образовывали сверх предельной численности работников и объемов расходов управления капитального строительства, определяли штат их работников (в целом 1 тыс. чел.), размер заработной платы и объемы расходов на их содержание, которые Минфин включал в проекты госбюджета на 2008-2009 годы за счет специального фонда. Эти управления, имея в штате государственных служащих, осуществляют в основном сугубо хозяйственную деятельность.

Минфин, в свою очередь, игнорируя нормативные требования, не готовил предложений по усовершенствованию системы органов исполнительной власти и их структуры.

Предельная численность работников определялась по методу "от достигнутого уровня" без надлежащего обследования функций ранее созданных подразделений. Поэтому полномочия отдельных администраций дублируются между собой и с соответствующими территориальными подразделениями центральных органов исполнительной власти. Это одна из причин роста на 7 процентов за последние пять лет численности должностных лиц местных госадминистраций (до 73,4 тыс. чел.).

Председатели Волынской, Днепропетровской, Харьковской, Черниговской областных и Севастопольской городской госадминистраций, в которых проводился аудит, в 2008-2009 гг. не обеспечили надлежащего внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств на осуществление исполнительной власти. Не соблюдены требования нормативно-правовых актов при планировании расходов на сумму 24,6 млн грн, в том числе завышены бюджетные ассигнования на сумму 4 млн гривен. С нарушением законодательства использовано 16,2 млн грн, неэффективно — 8,2 млн гривен.

Больше всего нарушений — в Днепропетровской области, на сумму 23,9 млн грн, в Севастополе — на 17 млн грн, в Харьковской области — на 6,2 млн гривен.

На заседании коллегии Счетной палаты отмечалось, что высшие органы законодательной и исполнительной власти должны наконец позаботиться о том, чтобы обеспечить выполнение местными госадминистрациями их конституционных полномочий и повысить эффективность их деятельности, поскольку от этого зависит социально-экономическое развитие регионов.

"Сегодня, в условиях политического, экономического, социального мультикризиса, решение проблем именно в региональном контексте способно спасти и всю страну, — отметил председатель Счетной палаты Валентин Симоненко. — Ведь возрождение государства легче и умнее начинать с регионов".

Другие статьи этого номера