Взгляд через объектив

"Севастопольская ретропроекция" — название выставки старинных и современных фотографий, которая была представлена посетителям в Доме Москвы.
Ее проект предложен жителем российской столицы Денисом Штукатуровым, исполнительным продюсером одной из рекламных студий. Кто-то скажет: москвич — и вдруг показ снимков по севастопольской тематике. Не вдруг. Денис родился на Камчатке. В возрасте школьника младших классов вместе с родителями в 1983 году он приехал в Севастополь. Через одиннадцать лет последовала очередная смена адреса — на московский. В настоящее время Денис Штукатуров вполне мог устраивать демонстрацию фотографий с видами Камчатки или Москвы, но верх в этом направлении деятельности наделенного многими талантами молодого человека взял наш город.- Севастополь я считаю своей второй родиной, — говорит Денис Штукатуров. — Каждый раз с нетерпением жду возможности хоть на недельку вновь приехать сюда, чтобы пройтись по севастопольским улицам, насладиться голубизной южного неба и здешних бухт.

Денис стремится к тому, чтобы и другие люди прониклись любовью к Севастополю, восхищались им, поклонялись ему. В течение 5-7 последних лет Штукатурова не отпускает азарт собирательства старинных фотографий, открыток с видами города у моря. Он находит раритеты у букинистов, на "блошиных" рынках, у коллекционеров.

Однажды ему попала в руки пожелтевшая фотография, на которой была запечатлена самая комфортабельная в городе гостиница. В самом центре города ее построил эконом Благородного собрания Николай Ветцель. Фотограф — наш далекий предшественник — через объектив установленной на треноге съемочной камеры увидел вдали гостиницу Киста, площадь с памятником Павлу Нахимову на самом видном месте. Удивительно, но бронзовый адмирал с подзорной трубой в руке был обращен лицом к морю.

В настоящее время бывшая гостиница Киста — та же. Здание почти не изменила органично вписавшаяся в его облик пристройка, под крышей которой и устроена выставка. Зато монумент развернут в противоположную сторону. На месте полностью утраченной архитектурно-изысканной гостиницы Ветцеля в наши дни высится здание городской государственной администрации.

Руки сами потянулись, на сей раз не к треноге и фотоаппарату с хромовыми мехами, а к современной цифровой съемочной технике. Сейчас мы можем сравнить прошлое и настоящее, что было и что имеем. Вид центра города одновременно тот же, но иной. Мы его узнаем, в то же время отмечаем произошедшие разительные перемены. Так и родилась идея выставки: на контрасте показать утраты Севастополя и его приобретения.

Устройство показа пленительных фотографий вековой и более давности в сочетании с запечатленными сейчас видами ускорили наладившееся сотрудничество и дружба Дениса Штукатурова с живущими в Севастополе единомышленниками. Инженер предприятия "Таврида Электрик" Вячеслав Горелов — один из них.

Горячий любитель истории города, коллекционер, фотограф-любитель взялся помогать Денису Штукатурову. Вячеслав — автор многих снимков, а также сопутствующих им исторических справок. Энтузиаст не изобретал велосипед, а умело использовал информацию из доступных ему литературных источников.

Какие чувства, ощущения охватывают нас на подобных выставках? На них мы стремимся узнать что-то новое, отвлечься от повседневности, просто отдохнуть. "Севастопольская ретропроекция" вышла за рамки стандартного восприятия увиденного. Ее экспонаты побуждают к размышлениям об утраченном, к анализу усилий, направленных на сохранение чудом дошедших до нас памятников, к размышлениям о подлинной ценности того, что город нажил.

Очень часто ловишь себя на мысли о том, что севастопольцы много потеряли из того, что могли и обязаны были сберечь.

…Незадолго перед вступлением на российский престол царевич Николай нанес визит в Японию. Там какой-то фанатик предпринял попытку совершить покушение на высокого гостя. В память о чуде спасения венценосной особы на нынешней площади Лазарева в Севастополе в 1893 году была воздвигнута изящная часовня. У нее не было шансов уцелеть. Для этого и война была не нужна. Хватило утверждения в городе большевистского режима.

А вот здание немецкой кирхи постройки 40-х годов ХIХ века на городском холме сохранилось настолько, что в наши дни в его стенах размещена украинская военная прокуратура. Хотя нынешний вид бывшего культового здания явно проигрывает первоначальному. Не вернуть ему великолепия декора готики. Кому-то показалось, что ее детали лишние. Я не говорю о том, что вместе с кирхой исчезли свод оригинальной системы философских взглядов, некий культурный слой.

На выставке были представлены несколько видов легендарного севастопольского Грибка. Он венчал Исторический бульвар ("Ты не молод и не стар"). К обрыву валом валил народ, чтобы полюбоваться открывшимся видом на Южную бухту и загородные дали. Мыс с Грибком называли мысом свободных размышлений, мысом доброй надежды.

Уроженец Севастополя писатель Николай Полотай посвятил этой достопримечательности города очерк, который препроводил соответствующим заголовком — "Севастопольский Грибок". В очерке "Поэты" Николай Исидорович свидетельствовал, что местные стихотворцы, например Владимир Апошанский и Яков Чепичев, в предвоенные годы устраивали под Грибком поэтические дуэли, где "оружием" были метафоры, образы, сатира, юмор. В наши дни полянка с едва заметными следами Грибка используется для выгула собак.

Великолепнейшее здание Института физических методов лечения. При советской власти, в 1928 году, в этом уникальном учреждении здравоохранения насчитывалось 250 коек. Поправить свое здоровье сюда приезжал Максимилиан Волошин. 13 октября 1941 года институт эвакуировали в Белово (Казахстан). В 1944 году он вернулся, но не в Севастополь, а в Ялту.

Восстановленное здание бывшего института передали пионерам. Радостно за детей, но институт рекреационного профиля в городе был бы не лишним, особенно сейчас.

Жаль и такую внешне кажущуюся мелочь, как канувшие в глубину времени звуки духового оркестра. Его игру, введенную в обычай в 1890 году, вспоминает Вячеслав Горелов в одной из справок к фотографиям Приморского бульвара.

Да, невыразимо жаль утраченных зданий. Еще больше не хватает нам сейчас, хотя и не всем, а отдельным людям, прошлого трепетного отношения к красоте, в камне застывшей музыке, как называют архитектуру. Согласитесь, здание картинной галереи имени М.П. Крошицкого — украшение проспекта Нахимова. Как хорошо, что оно уцелело! Но не только его пощадила война. Например, подлежал восстановлению дом Койчу (проспект Нахимова, 21). Но в конце концов его "сковырнули". Ведь прежде чем приступить к его реконструкции, требовались экспертные изыскания специалистов. Времени же им Москвой, лично товарищем Сталиным не было отпущено. Легче было на этом месте построить новое здание.

Тяжела судьба Севастополя. Через него прокатились огненные валы двух опустошительных войн. Революция и гражданская война — не в счет. Как же мы должны после этого дорожить каждым камешком — свидетелем истории, не говоря уже об отдельных зданиях.

Хоть одним словом вернемся мысленно к зданию бывшей таможни, в котором на мысе Хрустальном размещалась спасательная станция. Пришлые люди, глухие и безразличные к истории Севастополя, снесли недавно одно из старейших строений города. А ведь будь они воспитанней, будь чиновники, давшие разрешения на акт вандализма, попринципиальней, отреставрированный раритет мог бы стать "изюминкой" возводимого комплекса, его визитной карточкой. Но ведь это понимать надо, но не дано.

На руины успел прибежать Вячеслав Горелов. В куче строительного мусора ему, как он считает, посчастливилось подобрать деталь крепления дверного проема. На память, в качестве реликвии. Получается, для одного штырь — ценность, для другого целое здание — ничто, помеха.

Жаль, Вячеслав Горелов не повесил на гвоздь исторический штырь рядом с фотографией утраченной таможни.

Денис Штукатуров и его друзья уже очень многое нашли, но поиск продолжается.

— Очень хочется найти фотографию или открытку с изображением ротонды. До революции она украшала Матросский бульвар, — говорит москвич.

Нынешняя выставка — первая. Вполне возможно, что последует вторая, третья… Цель их проста: Денис, Вячеслав и их единомышленники стремятся показать севастопольцам их город таким, каким он был раньше. Их деятельность направлена еще на то, чтобы Севастополь сохранил свое лицо, предупредить появление на его улицах и площадях безликих "новоделов", сляпанных из дешевых недолговечных материалов.

Было бы полезно на такие выставки приглашать чиновников, ответственных за политику в области градостроительства.

Другие статьи этого номера