"Мой труд я посвящаю прекрасному Севастополю — незыблемой святыне героического духа!".
Май Чухланцев, 1981 г.
* * *
Талантливый севастопольский живописец Май Филиппович Чухланцев часто подписывал свои картины "Художник Май". Это редкое весеннее, звонкое, "летящее" имя полностью соответствовало мироощущению мастера. С одной стороны, в его работах много лиризма, романтики, тонкости, мягких нюансов и солнышка… С другой — он был "обожжен" войной, и это не могло не сказаться на его работах.
В экспозиции всего лишь 30 живописных и графических произведений из собрания Севастопольского художественного музея и Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Однако они не только обращают в прошлое (60-70-е годы) города, страны, но и дают возможность поразмышлять о дне сегодняшнем… Чухланцев жил "взахлеб", активно, и поэтому его творчество было многогранным, только как бы намечены главные темы, интересовавшие художника.
Не случайно данная выставка посвящена нашему городу и 65-летию Великой Победы: Май Филиппович — фронтовик, последние 20 лет жил в Севастополе, где окончательно сложился как художник. Поэтому севастопольская история и тематика прочно вошли в его сердце и творчество.
Содержанием искусства М.Ф. Чухланцева стали не частные впечатления действительности, а философское осмысление и пластическое воплощение важных для мастера обобщенных понятий и идей. Выбирая глобальные и ответственные темы войны, мира и хлеба, добра и зла, времени и памяти, художник никогда не стремился к заострению момента, действия — "Дот, зарастающий маками" (1960); "Легенда" (1965); "Вечный огонь" (1975)…
Его всегда привлекали размышления, неспешные раздумья. Композиции Мая Филипповича просты и вместе с тем эмоциональны. Каждая картина Чухланцева — это разговор художника со зрителем. Во многих его произведениях нельзя различить личное и гражданское: в их слиянии — творческое кредо художника. Понятия Родины, подвига, войны и мира волнуют художника не вообще, а лично. И это личное отношение к изображаемому определяет гражданскую искренность его полотен.
Севастопольская тематика также прочно вошла в творчество художника. Кисти Чухланцева принадлежит серия графических работ "Мой Севастополь", созданных в особой, разработанной им технике, напоминающей гуашь, но более прозрачной и легкой, позволяющей передать южный колорит. Художник любовно воссоздал Севастополь шумным и веселым, задумчивым в прелести осеннего дня и праздничным в летней буйной зелени. Можно с полным основанием сказать, что Чухланцев — по-настоящему южный художник, певец солнца и оптимизма.
Выставочная судьба Мая Филипповича Чухланцева была счастливой. Его персональные выставки были показаны в Симферополе (1970), Феодосии, Краматорске и Кисловодске, в Краснодаре (1972), Вильнюсе и Шауляе (1973), неоднократно в Севастополе, всюду находя внимательное и заинтересованное отношение публики и прессы. Произведения мастера хранятся в целом ряде музеев Украины, России, Литвы. В коллекции Севастопольского художественного музея — 17 живописных и 19 графических произведений М.Ф. Чухланцева.