Мотивы творчества крымского художника Ивана Копаенко

В Художественном музее имени М.П. Крошицкого работает выставка крымского художника Ивана Копаенко. В зале представлено около 50 работ — живопись и графика.Иван Павлович Копаенко занимает достойное место в современном искусстве Крыма. Его уважают коллеги, у него есть свой круг почитателей, личная и творческая судьба сложилась так, как позволила и определила жизнь и как захотел и смог он сам. Редкие в наше время свойства: добропорядочность, ответственность, уважительное отношение к человеку, обесцененное многими понятие чести и достоинства — привлекают к личности художника и во многим определяют особенности его творчества.

Привычное выражение "Все мы родом из детства" в отношении Ивана Павловича принимается по-особому. Его детство пришлось на военные годы, и довелось видеть окопную правду без прикрас: отступление наших войск, немецкую оккупацию, возвращение своих, ликование победы. До сих пор хранит благодарная память вкус каши из походного котелка и теплое отношение солдат к голодным неприкаянным мальчишкам. В шесть лет при бомбежке он получил тяжелое ранение, затем — трудное лечение и медленное выздоровление. Именно тогда мама принесла ему коробочку цветных карандашей и амбарную книгу вместо альбома. Как говорит сам И. Копаенко: "Она принесла мою судьбу". Запах этих карандашей был необычным и сулил что-то совсем особое, новое и тайное. Ощущение творчества как таинства осталось с детства на всю жизнь.

По окончании войны после нескольких лет скитаний в поисках лучшей доли семья, потерявшая кормильца, вернулась в Крым. С 50-х годов художник постоянно живет и работает на крымской земле. Она дает ему силы, энергию, питает его вдохновение. Профессиональные знания и навыки И. Копаенко получил в Крымском художественном училище и Московском полиграфическом институте. В советские годы много ездил по стране в составе творческих групп Союза художников, исколесил огромную территорию от Кавказа до Кольского полуострова и от Урала до Прибалтики.

В определенном смысле Копаенко — нетипичный крымский художник. Он любит землю как данность Божию, и по большому счету не важно, что им изображается: горы Дагестана, леса Белоруссии или родные пенаты. Мало того, он почти не пишет Южнобережье, избитых рекламных красот и уж совсем напрочь отбрасывает приевшуюся декоративность, многоцветье, эдакую крымскую фасонистость, порожденные вкусами рыночных потребителей. Пустынные предгорья, карадагские бухты и тарханкутские берега наиболее полно выражают представление мастера о Крыме — именно эти мотивы постоянно присутствуют в его творчестве.

В молодые годы желание сказать сразу и обо всем проявилось у художника в некоторой декларативности идей, в упрощении и излишней обобщенности форм, сознательном ограничении цветовой палитры. С возрастом, с опытом ушла прямолинейность молодости, он пристальней стал всматриваться в мир в поисках истины. В творчестве зрелого мастера есть мудрая строгость и ясность. В его произведениях нет надрыва, нервозности, крикливости, так раздражающих в современном искусстве. Спокойный и взвешенный тон воздействует на зрителя деликатно, ненавязчиво. За внешней простотой не сразу, не вдруг познается глубина. Происходит как бы многократное возвращение, вглядывание и постепенное понимание, проникновение.

Формальные поиски в творчестве И. Копаенко всегда соответствуют образам и никогда не становятся самоцелью. Техника акварели и масляной живописи используется им в зависимости от поставленной задачи. Хотя бывали периоды, когда художник больше работал акварелью и слыл в своей среде акварелистом. Этой техникой он владеет мастерски, умеет извлечь все ее возможности — от классической прозрачности, воздушности до несвойственной ей плотности, густоты цвета, добиваясь этого специальной обработкой бумаги или покрытием сверху лаком.

В композиции мастер чаще всего использует прием так называемой параллельной перспективы, совмещающей точки зрения сверху и снизу и позволяющей увидеть мир в большом и малом измерении, издалека и вблизи.

Во все периоды творчества этого мастера следует отметить деликатное отношение к цвету: колорит полотен всегда очень сдержанный, продуманный, ни в коем случае не кричащий, пестрый, назойливый.

Природа, человек, жизнь, смерть, круговорот жизни — эти простые и вечные понятия стремится воплотить в своем творчестве художник. В лаконичной сжатой форме выражает он свое чувство и понимание гармонии.

В последнее время Иван Павлович стал обращаться к религиозно-философским темам. Быть может, это начало нового этапа творчества, и пока трудно четко определить его параметры, но духовные искания представляются естественными и логичными для такого серьезного, вдумчивого художника.

Другие статьи этого номера