Стратегия развития Севастополя — необходимость сегодняшнего дня

На июльской сессии городского совета была утверждена "Стратегия развития Севастополя на 2010-2020 годы". Является ли этот документ отвлеченным от проблем дня сегодняшнего, стоит ли уделять внимание его обсуждению, доработке? Предлагаю ответить на этот вопрос на примере конкретных проблем конкретного микрорайона — улицы Горпищенко и примыкающих к ней.Стратегия развития города — один из вариантов долгосрочного планирования, с помощью которого определяются подходы к решению проблем, в частности, в такой сфере, как инфраструктура жизнедеятельности города. Что сегодня собой представляет городская инфраструктура? Это изношенный жилой фонд и система различных организаций, осуществляющих его ремонт, это разнообразные коммуникации и предприятия, их обслуживающие, это городские дороги и транспорт, который движется по этим дорогам, это наши дома и территории, прилегающие к ним.

Думаю, всем хорошо знаком безрадостный пейзаж: полуразбитая площадка, которую когда-то называли спортивной, а рядом с ней — место сбора мусора. Пространство между домами превращено в место отстоя машин. Они вообще поселились в наших дворах на правах законных жильцов. На придомовой территории размещаются предприятия, первые этажи жилых домов все чаще приспосабливаются под офисы и магазины.

Данный пейзаж для меня не является отвлеченной абстракцией, а наполнен конкретными адресами, жалобами, ответами, привычным "бегом по кругу", в который часто превращаются попытки навести желаемый порядок и чистоту в микрорайоне улицы Горпищенко. Почему?

На мой взгляд, многое объясняется тем, что планировка и этого, и других микрорайонов города изначально не предусматривала размещения мест сбора мусора. Спросите любого севастопольца старшего поколения, и он подтвердит: дважды в день во двор приезжала специальная машина для сбора бытовых отходов, а мусорных контейнеров просто не было. Они появились позже, чтобы стать источником проблем: места сбора мусора расположились у спортивных площадок, и рядом с "островком здоровья" появились зловонные контейнеры, разбросанные отходы. Такая картина, например, у дома N 68 по улице Горпищенко. Контейнерные площадки прилепились вплотную к подъезду дома N 33, к калитке частного дома на улице Фильченкова.

Жильцы совершенно справедливо указывают на слишком близкое "соседство" места сбора мусора к домам, нарушающее санитарные нормы, на появление опасных грызунов. Но требование убрать "мусорку" неизбежно входит в противоречие с требованием СЭС о размещении мест сбора мусора на определенном расстоянии одного от другого.

С подобными проблемами в определенный период развития сталкивались многие города, например Стокгольм, который представляется нам образцом в организации коммунального хозяйства. Но пять десятилетий назад Стокгольм решал те же проблемы, что и Севастополь сегодня. И тогда в соответствии со стратегией развития шведской столицы на уровне одного из депрессивных районов был осуществлен проект, целью которого являлось превращение промышленной зоны — месторасположения краснокирпичных корпусов заброшенных фабрик — в престижный район.

В качестве первого шага в решении этой задачи была предложена принципиально новая концепция сбора бытовых отходов. Место сбора мусора разместили под землей. На протяжении полугода специальные инструкторы обучали жителей микрорайона не только обращению с умной техникой, позволяющей сохранять чистоту, но и правильной сортировке бытовых отходов. Например, от человека, выбрасывающего пачку из-под сигарет, требовалось разобрать её на составляющие — целлофановую обертку, картон и обертку из фольги — для того, чтобы каждый "ингредиент" был отправлен в особый контейнер. Бытовые отходы, отсортированные таким образом, поступали на мусороперерабатывающий завод — коммунальное предприятие с высокой рентабельностью, доходы которого шли на содержание замкнутого технологического цикла сбора мусора. Одна из самых затратных статей городского бюджета обернулась весьма ощутимой прибылью. Все-таки стратегия — великая вещь!

В 60-е годы первоначальный градостроительный замысел предусматривал застройку улицы Горпищенко как "спального" района. Этот замысел в послеперестроечную эпоху вошел в противоречие с изменениями в экономике. Малый и средний бизнес стал отвоевывать у жильцов первые этажи зданий, придомовые территории. Кто из нас в советскую эпоху не мечтал о магазинах "шаговой доступности"? Такие магазины появились и стали не только воплощением этой мечты, но и источником проблем, поскольку изначально на стратегическом уровне размещение торговых точек в жилом фонде не предусматривалось. Справедливые жалобы жильцов домов N 70, 45 по ул. Горпищенко, в нижних этажах которых расположены продуктовые магазины, следуют одна за другой. И вот уже жильцы дома N 53, вдоль фасада которого выстроились в ряд аптека, магазин, мастерская по ремонту обуви, бьют тревогу по поводу квартиры, которая перестраивается под очередной магазин. Им, как никому, хорошо известно, что значит просыпаться по утрам от шума мотора и грохота разгружающихся ящиков с товаром.

Соседство с магазином, расположенным ниже этажом, причиняет неудобства, а что способно причинить соседство с предприятием, которое в промышленных масштабах ведет переработку сырого мяса на придомовой территории? Между домами N 76 и 78 по ул. Горпищенко в здании, которое изначально было предназначено для овощного магазина, ныне расположилось предприятие, специализирующееся на производстве мясных полуфабрикатов. С одной стороны, есть предприниматель, который выпускает нужную продукцию, с другой — круглосуточный гул холодильных установок, заставляющий вспомнить взлетную полосу, который почему-то не слышит Нахимовская районная санэпидстанция.

Впрочем, Нахимовская СЭС не замечает многого из того, что связано с деятельностью предприятия: отходов от переработки мясного сырья, которые сбрасываются в контейнеры, предназначенные для сбора бытового мусора: свору бродячих собак, радостно растаскивающих окровавленные кости по дворам, где играют дети; запаха разлагающегося мяса; огромных зеленых мух и крыс устрашающего размера. Для полноты описания придомовой территории по адресу: ул. Горпищенко, 76, 78, следует добавить грузовые машины и маршрутки "на отстое", которые стоят настолько плотными рядами, что иногда мусороуборочная машина не может подъехать к контейнерам. И наконец, самое удивительное: ответом на жалобы жильцов стало… открытие павильона, установленного по соседству с предприятием "Ясон", в котором осуществляется торговля сырым мясом прямо под окнами жилого дома.

Что должно перевесить чашу весов при принятии решения об открытии предприятия на придомовой территории: размер налоговых поступлений в бюджет или обеспечение норм, гарантирующих комфортное проживание людей? Сегодня законное право на открытие своего собственного бизнеса пришло в явное противоречие с правилами, определяющими само понятие "спальный" район. Пути разрешения этого противоречия должна, на мой взгляд, определить "Стратегия развития города…", но и срочных мер по наведению порядка на придомовой территории по ул. Горпищенко, 76, 78, никто не отменял.

Проблемы аварийного жилого фонда улиц, расположенных за Малаховым курганом, должны быть рассмотрены в "Стратегии развития" через призму инвестиционных проектов. Согласно генеральному плану эта зона определена как зона средне- и многоэтажной застройки. В "Стратегии…" необходимо предусмотреть значительные преференции тем застройщикам, которые пойдут на выполнение проектов, связанных с расселением жильцов аварийных домов, причем в основе этих преференций должны лежать законодательные нормы, защищающие не только жильцов в их праве на получение комфортных квартир, но и инвесторов в их праве на получение прибыли.

Транспортная проблема для жителей улицы Горпищенко существует в виде отсутствия привычного троллейбусного маршрута N 17, в виде больших интервалов в движении троллейбусов N 7, в виде пробок на городском кольце, а еще в виде слухов о том, что в Севастополе вообще отменят троллейбусное движение. Стратегия развития города должна ответить на вопрос: что собой будет представлять Севастополь — город, запруженный наподобие Каира разномастным транспортом? Или город, в котором по центру будут ходить экологически чистые троллейбусы и низкопольные крупногабаритные автобусы, а к Приморскому бульвару жители Корабельной стороны будут доезжать на троллейбусах N 7 и 17 по широкополосному мосту у железнодорожного вокзала?

И какая же "Стратегия развития города…" без упоминания структур, от которых зависят чистота улиц, состояние жилого фонда? Предлагаю отойти от привычного русла, в котором обычно развивается данная тема: сначала кидание камнями в сторону рэпов и УЖКХ, затем ностальгические вздохи о когда-то таком чистом Севастополе. Понимаю, что навлеку на себя гнев многих, но все-таки скажу: в сложившихся условиях и рэпы, и УЖКХ делают максимум возможного. А между возможным и желаемым — дистанция огромного размера. И сегодня каждый, кто считает себя севастопольцем, должен ясно понять: успешное прохождение этой дистанции только усилиями рэпов и УЖКХ не приведет к нужному для города результату.

Почему мы всегда спрашиваем с тех, кто назначен "ответственными за чистоту и комфорт", но никогда не спрашиваем с себя? Почему кто-то один должен отвечать за то, чего желают все? За чистоту во дворах и подъездах, за несанкционированную стоянку машин на придомовых территориях, за сломанные скамейки и разбитые урны, за "граффити" на свежепобеленных стенах? Обходиться соседскими увещеваниями в сложившихся условиях уже недостаточно. Эти самые сложившиеся условия, которые отражают весь спектр перемен, политических, экономических, требуют солидарной ответственности за достижение результата, на который, собственно, и направлена "Стратегия развития города…", — возрождение Севастополя во всем его блеске.

Выстраивание системы солидарной ответственности за эффективное функционирование городского хозяйства невозможно без создания ОСМД — обществ совладельцев многоквартирных домов, в распоряжение которых, в соответствии с действующим законодательством, передаются и жилой фонд, и придомовая территория. Средства жильцов, направляемые сегодня рэпу, концентрируются на счетах ОСМД, распорядителями этих средств становятся сами жильцы. Законодательство определяет ОСМД как юридическое лицо, наделенное полномочиями в выборе организаций, осуществляющих ремонт, озеленение и уборку двора. ОСМД может отказать в продлении аренды недобросовестному арендатору, не дать разрешения на переоборудование освободившейся квартиры под магазин, нанять педагога для организации досуга детей.

На мой взгляд, продвижение к ОСМД должно включать комплекс мероприятий как технического, так и образовательного плана. Технические мероприятия предусматривают ремонт и замену на наиболее проблемных участках тепло- и водокоммуникаций, капитальный и дорогостоящий ремонт. Образовательные мероприятия представляют собой проект, включающий социальную рекламу, систему подготовки председателей и бухгалтеров ОСМД, освещение в СМИ опыта уже существующих ОСМД, проведение "круглых столов", конференций с участием зарубежных специалистов, сходов граждан и т.д.

В советские времена существовал термин "культура общежития", под которым понимался определенный уровень умения применять на практике правила культурного поведения в быту. Сам процесс "выстраивания" системы ОСМД может и должен стать средством повышения этой самой культуры общежития, без которой не видать нам Севастополя красивым и чистым.

Каждый житель нового микрорайона Стокгольма, в котором были применены самые передовые технологии организации коммунального хозяйства, при переезде на новое место жительства получил книгу о том, как устроены система жизнеобеспечения его дома, улицы, социальная инфраструктура района, сколько средств было затрачено городской мэрией на возведение строений и коммуникаций, организацию транспортного обслуживания, сколько средств было затрачено самим жильцом. Книга для взрослых содержала технические характеристики оборудования и материалов, использованных при строительстве, планы фундамента и помещений, придомовых территорий с указанием охраняемых растений и ландшафтов. Книга для подростков рассказывала обо всем этом в более упрощенной форме. Для дошкольников, не умеющих читать, предназначались комиксы. Но самое главное, все эти книги открывались перечнем правил поведения на улице и дома.

Непозволительность бросания бумажки на газон объяснялась дошкольнику посредством рисунка, на котором намусорившего сорванца уносила на метле какая-нибудь Бастинда. От шума и криков на улице непоседу-подростка отговаривал квартет "АББА". К трезвому образу жизни призывал директор концерна "Вольво", предупреждая, что не возьмет на работу того, кто домашними вечерами потягивает пиво. Но самое красноречивое убеждение в необходимости следовать нормам культурного общежития содержалось в размерах штрафов, которые неизбежно настигнут всех в случае нарушения этих норм.

Образовательные, просветительные программы, направленные на повышение общей культуры населения, культуры поведения в быту, должны стать частью "Стратегии развития города…".

"Стратегия…" должна содержать раздел, посвященный развитию города как центра научного и конгрессного туризма. Важным дополнением должен стать перечень технологий, необходимых городу для решения проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Следует также предусмотреть раздел, определяющий развитие гуманитарной сферы города.

На мой взгляд, решение проблем микрорайона улиц Горпищенко и примыкающих к ней, которые связаны с состоянием жилого фонда, придомовых территорий, транспортного обслуживания, формированием сбалансированной социальной инфраструктуры, напрямую связано со "Стратегией развития Севастополя…"

Стратегии — зеленый свет!

Другие статьи этого номера