После публикации в газете, рассказывающей, что "В августе в небо Севастополя поднимутся воздушные шары, высотой с пятиэтажный дом" (шоу состоится 12-16 августа в рамках Международного фестиваля "Война и мир". — Ред.), в редакцию обратился капитан 1 ранга, кандидат военных наук В.Н. Бойко. Владимир Николаевич считает, что предстоящее событие интересно не только как грандиозное, яркое представление, но и как факт, имеющий непосредственную историческую привязку к нашему городу. Оказывается, в начале прошлого века в Севастополе располагался воздухоплавательный парк по подготовке первых русских воздухоплавателей. Впервые в севастопольское небо воздушные шары были подняты без малого 109 лет назад…
— Об этом историческом факте я упоминаю в своей книге, посвященной истории Севастопольского морского кадетского корпуса и Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, — рассказал В.Н. Бойко. — Территория училища и окрестности бухты Голландия с начала прошлого века активно использовались в интересах развития Черноморского флота. В частности, в свое время в бухте Голландия находились помещения, принадлежащие севастопольскому воздухоплавательному парку.
Первые опыты с воздушным шаром были назначены на лето 1901 года. У истоков стоял лейтенант Михаил Николаевич Большев, уже известный к тому времени своими опытами в воздухоплавании и лекциями в Морском собрании. Первые флотские воздухоплаватели после окончания теоретических курсов в Петербурге должны были осуществить свободные полеты на практике. Моряки сами изготовили в мастерской парка по чертежам лейтенанта М.Н. Большева шар объемом 400 кубических метров. Лейтенант к началу занятий представил в ученый отдел смету и штатное расписание Севастопольской воздухоплавательной станции, а также полную программу развития воздухоплавания на флоте поэтапно, начиная с Черноморской эскадры.
1 сентября 1901 года в Севастополе впервые оболочка шара наполнилась водородом. В первый привязной полет на высоту 170 метров ушли поручик фон Берхгольц, лейтенант М.Н. Большев и инженер-механик Ротманов. За выполнением всех пунктов программы следила авторитетная комиссия. 11 сентября с разрешения председателя этой комиссии были начаты опыты с использованием морского военного судна. В море при ходе в 10 узлов вышел броненосец "Георгий Победоносец". С его палубы было выполнено три подъема: один газгольдерный и два с шаром без наблюдателя. А весной 1902 года Черноморский флот получил свой первый воздушный шар. Программа летних опытов этого года, как свидетельствует история, была выполнена морскими офицерами с блеском. Впервые на Черном море были получены фотоснимки Севастопольской бухты с высоты 325 метров, проведены привязочные подъемы в море с броненосца "Чесма", ночные подъемы с берега, выполнена эвакуация человека с борта броненосца на берег и обратно.
Лейтенант М.Н. Большев и мичман Н.А. Гудим (он же — будущий командир первых подводных лодок) совершили полеты на шаре "Кобчик" под Андреевским флагом с заданием испытать разрывное приспособление. Успехи первых морских воздухоплавателей способствовали увеличению ассигнований на дальнейшие опыты и обучение новых офицеров флота…
Подготовила Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
* * *
ОТ РЕДАКЦИИ:
Владимир Николаевич Бойко является автором многочисленных публикаций, посвященных истории военно-морского подводного флота. За его плечами — 16 боевых служб. В ближайшее время готовится к выходу следующая книга "Не служил бы я на флоте…" За высокие достижения в военно-морской общественной деятельности в 2008 году В.Н. Бойко был удостоен Высшей международной общественной награды — ордена "Золотая звезда". В настоящий момент ветеран-подводник, как и его сослуживцы, готовится к празднованию 60-летия Севастопольского ВВМИУ, подготовившего за годы своего существования более 11 тысяч специалистов — корабельных инженеров по эксплуатации атомных энергетических установок подводных лодок. Несмотря на то, что в 1992 году училище было упразднено, его выпускники по сей день чтят о нем память. К 60-летию училища, отмечаемому в следующем году, уже разработаны атрибутика, юбилейные знаки.