"Балаклавская Одиссея-2010". Предвкушение

В середине августа в Севастополь возвращается "Балаклавская Одиссея" — фестиваль перформансов и медиа, впервые прошедший в 2006 году. После четырехлетнего перерыва формат фестиваля претерпел немало изменений. Теперь Balaklava Odyssey не только стала самостоятельной частью большого фестиваля искусств "Война и Мир", но и сменила "прописку". Если в первый раз местом действия были выбраны лишь Балаклавские штольни, то в этом августе организаторы фестиваля, два театральных режиссёра Себастьян Кайзер и Роман Мархолиа, решили освоить еще одно пространство — Михайловскую батарею.- Два года заняли одни съёмки фильма, издание и презентация книги о первой "Одиссее", — рассказывает Себастьян Кайзер, соавтор идеи фестиваля от немецкой стороны. — Так что промежуток в 4 года не такой уж и большой. Особенно учитывая, что наш фестиваль — проект некоммерческий, все участники и организаторы приезжают в Крым за свой счёт. Лично я взял в театре, где работаю режиссёром, 6 недель отпуска, а успеть за это время нужно многое.

Если пилотный проект Balaklava Odyssey, даже судя по названию, задумывался как художественная интерпретация истории и пространства Балаклавы, и все проекты в итоге связывались в одну большую историю, рассказанную о городке с 2500-летней историей, то тема нынешнего года не задана. 10 артобъединений Европы, занимающихся современным искусством и перформансами, отправятся в "свободное плавание" — только кураторам решать, что представить публике. Впрочем, по мнению организаторов, отсутствие заданного лейтмотива не помешает связать всех действующих лиц в общий сюжет.

Ещё одна особенность нынешней "Одиссеи" — обилие партнёров. В этом году фестиваль проходит при поддержке Гёте-Институт (в Украине), EUNIC, Британского Совета, IFA, Посольства Венгрии, Посольства США, Министерства культуры России, Министерства культуры Украины и многих других культурных организаций Европы. Титульный партнер проекта — "Инкерман. Дом классических вин".

Старт фесту 11 августа даст проект-спутник "Балаклавской Одиссеи", выставка европейской карикатуры "Диалог культур". В 2009 году Посольство Венгрии провело конкурс, участие в котором приняли художники со всей Европы. 60 работ-победителей, среди которых Гран-при завоевал и рисунок украинского автора, будут представлены в Художественном музее им. М.П. Крошицкого.

— После "Крокодила" и других советских изданий к карикатуре я отношусь спокойно, даже слегка настороженно, — рассказывает второй руководитель фестиваля, Роман Мархолиа. — А вот современные карикатуры, которые увидят севастопольцы в августе, подкупают синтезом мастерства, ума и хорошего юмора. В них чётко видна графическая мысль, есть над чем подумать и, безусловно, улыбнуться.

Кстати, в названии выставки "Диалог культур" нет ни грамма пафоса. С большой долей смелости, откровенности и самоиронии художники говорят нам, зрителям, что диалог — очень сложная штука. Намного чаще никто друг друга не слышит, не видит и не хочет видеть или видит не то, что есть на самом деле. Не только Европа, которая принимает или не принимает "братьев меньших" в свой союз, — весь мир живёт в режиме не диалога, а монолога. Но вот что интересно: карикатуристы подают эту серьёзную проблему не мрачно, а исключительно весело, что позволяет пережить, переварить проблему и справиться с ней.

Ещё одной акцией накануне фестиваля станет установка специального артмонумента. 12 августа в 21.00 на мысе под горой с развалинами Чембало откроется макет памятника "Водолаз-маяк" — несколько дней 5-метровый подводник будет освещать вход в Балаклавскую бухту. Стоит отметить, что автор светящегося "Водолаза", московский художник Леонид Тишков, фактически восстановил историческую справедливость — идея установки подобного памятника, правда, высотой не 5, а 80 (!) метров, принадлежала великому советскому скульптору Вере Мухиной, создателю знаменитой скульптурной группы "Рабочий и колхозница", которая жила в Балаклаве в 30-е годы. В своё время "Водолазу" Мухиной, увы, не суждено было встать на страже бухты.

— Я предлагаю после многих лет забвения воплотить в жизнь столь яркую и неординарную идею, — поясняет читателям своего блога Леонид Тишков. — Именно там, где зародилось водолазное движение — легендарный ЭПРОН, это сооружение в виде огромного сияющего водолаза должно стать памятником мужеству и самоотверженности первых советских "подводных рабочих", образом "завоевателя стихий". Кроме того, по словам Мухиной, "статуя должна работать": в шлеме, кроме аппаратуры маяка, должны расположиться теле- и радиостанция, антенны мобильной связи, астрономические приборы и великолепная обзорная площадка. В постаменте должен быть оборудован Музей истории водолазов, где все желающие смогут познакомиться с водолазным оборудованием с древнейших времен до современности, узнать о подвигах водолазов во время войны, о поисках кладов и изучении подводного мира.

Как вы уже поняли, несмотря на смену основных декораций Балаклава, всё-таки не будет обделена вниманием фестивальщиков. Ещё один проект, намеченный на 12 августа, отличается особенно глубоким, можно сказать, глубоководным подходом. Специальный проект Ольги Киселёвой "МетаЗона" при поддержке Университета Сорбонна предложит всем желающим послушать… подводный концерт. Профессора Сорбонны и профессиональные музыканты устроят музыкальный вечер на инструментах, разработанных специально для звучания под водой. Можно либо послушать концерт на суше, либо самим спуститься под воду и оценить, насколько мелодична акватория рядом с входом в Балаклавскую штольню — именно там музыканты в водолазных костюмах и устроят своё представление.

На 13 и 14 августа намечена кульминация фестиваля — две ночи перформансов. С 20.00 до 24.00 на Михайловской батарее будут проводиться авторские экскурсии по выставочным залам с показом инсталляций и перформансов. Свои экспозиции и перформансы представят крупнейшие центры современного искусства — ПинчукАртЦентр (Украина) и Государственный центр современного искусства (Россия), а также галереи из Австрии, Великобритании, Германии, Литвы, Латвии и США. Организаторы обещают, что катера в эти дни будут ходить к Радиогорке до часу ночи, так что проблем с возвращением на Южную сторону города не возникнет.

— Хотя общая художественная композиция будет складываться из разных работ разных авторов, многие из них будут отталкиваться от истории Севастополя и пространства самого равелина, — поясняет Себастьян Кайзер. — Так, Тобиас Розенбергер из Германии представит 16-канальную видеопроекцию, материал для которой будет снимать здесь, в Севастополе, в течение 10 дней. А известная венгерская танцовщица Марта Лоджански собирается исследовать батарею, чтобы в её интерьер "встроить" свой "танец на грани скульптуры".

15 августа в 20.00 от площади Ушакова специальный автобус повезет зрителей на закрытие фестиваля в Инкерманский карьер. Финальный аккорд в мелодии фестивальных мероприятий поставит Клаус Пубитцер. Из мусора, собранного одиссейщиками в Инкерманских штольнях в ходе экологической акции, художник из Австрии создаст скульптуру "Бог хлама" (God of Peanuts). Расправа над бытовыми отходами будет учинена зрелищная, в духе Масленицы — недаром общее название проекта "Огонь, воздух, вода и медные трубы". шестиметровый "бог" будет водружён на плавучий плот и сожжён под звуки труб. В воздух взмоют 15 гигантских воздушных шаров, прилетевших в Севастополь для участия в фестивале "Монгольфьерия". Завершат этот обряд мусорного экзорцизма, как и предписывает сценарий, трубы — духовой концерт сборного оркестра.

— Почему мне нравится делать фестиваль в Севастополе? — рассуждает Себастьян Кайзер. — Обычно выставки происходят в формате white cube: нейтральный зал с белыми стенами в музее. Однако наложение художественных смыслов на реальное пространство со своей историей, своими культурными ассоциациями гораздо интереснее, это будит мысль и требует художественного внимания. В Севастополе таких мест огромное количество. Наша с Романом мечта — вывести третий фестиваль "Балаклавская Одиссея" на европейский уровень, которым не может пока похвастаться ни одно подобное мероприятие в Украине. Мы хотим, чтобы выставки проходили и на Михайловской батарее, и в Балаклавских штольнях на протяжении двух недель и сопровождались перформансами и акциями от украинских, российских и европейских художников. В Севастополе много исторических пространств для серьёзных творческих проектов, которые помогут сделать культурную жизнь в городе по-настоящему уникальной.

Другие статьи этого номера