Ежегодный фестивальный мемориал "Дни Ханжонкова в Севастополе" — одна из добрых традиций культурной жизни города-героя. Этот общественный просветительский медиапроект основан в 1987 году. Его организаторы — "Фонд Ролана Быкова", МКДЦ "Дом Москвы в Севастополе" и "Дом Ханжонкова в Ялте" — при содействии Министерства культуры России начинают Ханжонковские дни, как всегда, в день рождения пионера отечественного кино — 9 августа. Открытие XXIII фестивального медиапроекта происходит в здании Дома Москвы в Севастополе — старейшем очаге крымской кинокультуры, основанном самим Ханжонковым: в соседнем блоке дома на площади Нахимова размещалась известная гостиница Кист, где в 1911 году жила киногруппа Ханжонкова во время съемок фильма "Оборона Севастополя".
КИНО И ФЛОТ
Нынешний фестиваль интересует морская деятельность Ханжонкова. Тема эта заложена в названии нового проекта — "Кино и флот: флот — кино, кино — флоту". Такое всестороннее внимание к флотской истории, особенностям морских профессий, мирных и военных, связано с подготовкой к юбилею детского фестиваля "Моряна" и близостью большого события: в 2011 году исполнится 100 лет со времени создания одного из уникальных фильмов мирового кино — "Оборона Севастополя". Перипетии яркой и трудной судьбы фильма, включая его гибель и появление в новом образе, — настоящий исторический детектив, расследованию которого будет посвящена большая часть фестивального проекта. Слышу первый вопрос читателя: "Если фильм погиб, что же тогда показывают в кинопавильоне Панорамы Севастопольской обороны?"
ОБРАЗ ФИЛЬМА
Вспомним судьбу живописного полотна, панорамы Франца Рубо. Его трагическая гибель в 1941 году заставила украинских и российских художников обратиться к поиску нового живописного решения, темы подвига защитников Севастополя. Сегодня сотрудники Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя с гордостью говорят, что им удалось создать новый образ знаменитой панорамы.
Александру Ханжонкову до войны стало известно, что исходные материалы его фильма "Оборона Севастополя" не сохранились. Он понимал, что с утратой исходных негативов говорить о фильме можно было только в прошедшем времени. Но в те годы фильм еще жил, он сохранялся в образном сознании видевших его людей…
СТОЙКОСТЬ И ПАМЯТЬ
В войну Ханжонков из-за состояния здоровья остался в Крыму. С Ялтой и ее жителями он разделил всю тяжесть оккупации. Местным и заезжим — коллаборационистам (предателям) не удалось завлечь известного кинематографиста в свои силки. Однако нашлись критики, скептически писавшие, что по освобождении Крыма ялтинские чекисты проглядели Ханжонкова, позволив ему мирно закончить жизнь в собственном, а не в казенном доме. Так ли это? Физическая слабость Ханжонкова сочеталась в нем с большой духовной стойкостью: он был убежденным патриотом в своей жизни и в делах. Это хорошо знали все, кому доводилось иметь с ним дела, и те, кому по службе приходилось вести его дело…
26 сентября этого года мы отметим 65 лет памяти первого организатора отечественной кинопромышленности. А 23 августа исполнится 95 лет памяти первого русского кинорежиссера Василия Михайловича Гончарова, сыгравшего в жизни Ханжонкова важнейшую роль. Именно Гончаров задумал и исполнил (на средства Ханжонкова) первый отечественный полнометражный батальный морской, как скажут сегодня, — суперблокбастер — "Оборона Севастополя". В 2011 году исполнится 150 лет со дня рождения В.М. Гончарова. У нас есть и повод, и время изучить его биографию, а пока вернемся в послевоенную Ялту.
"РУКОПИСИ" НЕ ГОРЯТ
В 1945 году, похоронив своего мужа А.А. Ханжонкова, его вдова Вера Дмитриевна Ханжонкова (Попова) получила из Москвы предложение принять участие в создании отдела дореволюционного кино в Госфильмофонде СССР. Близ подмосковной деревни Белые Столбы прошли многие годы ее подвижнического труда по восстановлению старых фильмов. Из грандиозного скопища негативных и позитивных кусков, свезенных со всех концов огромного государства, Вера Дмитриевна воссоздала образ ранней кинокультуры России. Прежде она была ее строителем, теперь стала реставратором… В огромном срезе старого кино она нашла и распознала фрагменты фильма "Оборона Севастополя".
О находке Вера Дмитриевна сообщила директору фонда Виктору Станиславовичу Привато, который принял решение о восстановлении киноленты. На основе найденного в дореволюционных газетах и журналах общего перечня эпизодов Ханжонкова создала буквально новый образ погибшего исторического кинополотна. В киноведческих кругах того времени считалось хорошим тоном пренебрежительно высказываться о знаковой картине, высочайше отмеченной российским императором. Критики, даже не видевшие "Оборону Севастополя", не стеснялись называть фильм лубком. Материал, найденный Ханжонковой, изменил отношение к утраченной ленте. По словам известного киноведа Р. Соболева, он позволил "уверенно сказать, что для своего времени "Оборона Севастополя" была одним из наиболее интересных произведений кино в мире". Так Вера Дмитриевна спасла от забвения реликвию украинско-российского кино.
ВЕЧНОЕ — В ОБНОВЛЕНИИ
Можно добавить, что этот материал до сего дня сохраняет поразительную силу.
Кинопленка, вобравшая в себя незримую энергию минувшего века, будит сильные эмоциональные чувства в сознании нынешнего зрителя. Это постоянно доказывают самые искренние зрители — дети. Более десяти лет фильм участвует в фестивальных проектах программы "Дети — экран — культура". И все хорошо, если бы только не одно "но", в виде, скажем помягче, "непроизвольных опечаток" в титрах. Например, "потопление" кораблей — вместо затопления, "штурм" — вместо бомбардировки, исторические даты: старый и новый стиль перепутаны и т.д. Дети, владеющие компьютерной грамотой, с трудом воспринимают исторический образ фильма.
По этой же причине картина трудна для понимания англоязычным и франкоязычным зрителям, потомкам "союзников", штурмовавших Севастополь в 1854-1855 годы. Какой вывод? Сохранившемуся образу фильма нужна редакторская коррекция с обращением к общепризнанным историческим фактам. Образ фильма "Оборона Севастополя" достоин места среди особо ценных национальных объектов, в историческом паспорте которых недопустимы "опечатки". Фестивальный мемориал "Дни Ханжонкова в Севастополе" готов общественными силами внести в фильм необходимые исправления. Ценный социокультурный почин встретил творческую поддержку не только НИИ киноискусства Российской Федерации. Идея с интересом воспринята Национальным музеем героической обороны и освобождения Севастополя.
Проект общественный, и все его предложения должны пройти обсуждение участниками фестиваля с 9 по 13 августа в Доме Москвы в Севастополе и 11 августа — в Морской библиотеке им. М.П. Лазарева. Мероприятия благотворительные. Вход свободный.