Крыша над головой

КП "Жилсервис-5" — самое крупное или одно из самых крупных среди родственных предприятий. И кресло директора в "пятом" — самое горячее. До недавнего времени редко кто мог усидеть на этой "сковородке" больше полутора лет. На установление своеобразного рекорда пошел Григорий Леберянский. Минули три года с тех пор, как он возглавил "Жилсервис-5".

Григорий Леберянский: — Наше предприятие и в старых своих границах производило должное впечатление. Постепенно, один за другим, в него влились "РЭП-4", ЖКО бывшего радиозавода, жилые дома "Севастопольстроя", Ялтинской КЭЧ, "Себра" — бывшего "Шацка"… Всего в микрорайоне Стрелецкой бухты мы обслуживаем около 300 жилых домов — это по состоянию на 1 апреля сего года 11,6 тысячи квартир, 12070 лицевых счетов, 22 тысячи человек населения, что равно среднему крымскому городу. Хозяйство крупное, только успевай поворачиваться. Особенно если учесть ветхость значительной части жилого фонда.

Под контору "Жилсервиса-5" отведена большая часть первого этажа в 160-квартирном доме по улице Дмитрия Ульянова. В самом торце длиннющего коридора расположены "предбанник" и кабинет Григория Леберянского. Похоже, в "предбаннике" было отведено место секретарше ранее при пишущей машинке, а позже — при компьютере с закачанными в него играми. В настоящее время ни игр, ни секретарши.

Григорий Леберянский: — В течение последних 3-4 лет количество обслуживающих предприятием квартир увеличилось на 2328, прибавилось 1878 лицевых счетов, 3,3 тысячи проживающих. При этом количество инженерно-технических работников не только не увеличилось, что можно было бы оправдать, а сократилось с 19 человек до 15. Зато количество дворников увеличилось с 70 до 84. В свое время я собрал итээровцев. Естественно, никто из них не возражал против того, чтобы день в день 16-го числа ежемесячно получать аванс, а 2-го — заработную плату, все согласились с планами экономии средств.

"Мероприятия по стабилизации работы "Жилсервис-5" на 2010 год" — официальное название этих планов. Ими, в частности, предусматривается сокращение затрат на телефонные разговоры, на покупку канцелярских товаров. Копейка рубль бережет. Дальше — больше. Например, поставлена задача по оказанию населению всех включенных в тариф услуг, чтоб избежать возврата денежных средств, скажем, за неубранную придомовую территорию.

Григорий Леберянский: — По меньшей мере, есть две статьи расходов, по которым можно, в зависимости от того, как поставишь дело, либо терять средства, либо их экономить. На момент, когда я пришел в "Жилсервис-5", 64 дома не были переданы ОАО "ЭК "Севэнерго" на прямые платежи. А это означало, что по показаниям головного счетчика по итогам месяца энергетикам полагалось перечислить 60-70 тысяч гривен. Из них население компенсировало эти платежи максимум на 50 процентов. Таковы, видимо, масштабы воровства электроэнергии не обремененными совестью потребителями.

В течение прошлого и позапрошлого годов, часто снимая с себя последнюю рубаху, мы передали на прямые платежи 43 дома. Уже легче. Но на данный момент завис 21 дом, в том числе четыре семейных общежития, в которых проживает самая проблемная часть потребителей. В недавнем прошлом передача домов на прямые платежи требовала десятки тысяч гривен на замену электрощитов, счетчиков старых образцов на электронные. Таковы жесткие условия энергетиков. Если 2-3 года назад при покупке оборудования мы укладывались в десятки тысяч гривен, то в настоящее время за то же требуется заплатить сотни тысяч гривен. Где брать средства?

До недавних пор нам что-то выделялось из городского бюджета. Нынешним летом мы перешли на собственные хлеба. Что собрали в качестве квартплаты, что заработали за предоставление дополнительных услуг, то и наше. Все. Мы очень благодарны жильцам за критические замечания при оценке нашей деятельности. Очень хотелось, чтобы эта критика распространялась также на тех соседей, которые часто под покровом ночи тащат на контейнерные площадки строительный мусор, прочий хлам. Его вывозка не входит в тариф. Но очищать территорию надо, на что ежемесячно дополнительно уходит 25-30 тысяч гривен. Эту сумму можно было бы потратить, скажем, на какие-то нужды всех жильцов, но деньги уходят на оплату проделок отдельных недобросовестных граждан. Капитально ремонтировать квартиры надо, избавляться от изношенной мебели тоже, но нельзя связанные с этим хлопоты взваливать на других. Откроются дополнительные возможности для улучшения условий проживания людей, если деньги из общего кармана не будут уходить на покрытие воровства электроэнергии и уборку несанкционированного негабаритного мусора.

У кого крадем электроэнергию? НА чью шею взваливаем негабаритный мусор? Раньше недалекий человек мог ответить: у государства. Хотя можно ли было себя отторгать от государства? Но отторгали: это — государство, а это — я. Что сейчас? Фактически сложилось общество совладельцев многоквартирных домов. Что собрали в виде зарплаты, на то и живем. Обидно все-таки из своего же кармана оплачивать ворованную электроэнергию и вывозку пиратского мусора. На это уходит почти 50 тысяч гривен. Сколько козырьков над подъездами на эти деньги можно построить?

Задолженность населения перед КП "Жилсервис-5" увеличилась с 353,3 тысячи гривен на 1 января 2009 года до 426,8 тысячи на 1 мая 2010 года. Среди жильцов домов, обслуживаемых коллективом КП "Жилсервис-5", набралось 189 злостных должников. Поданы исковые заявления о взыскании с них в судебном порядке 166,4 тысячи гривен долга. Рассмотрено 15 дел. В пользу предприятия взыскано 16,3 тысячи гривен.

Григорий Леберянский: — В 2007 году, когда я принял дела в качестве директора КП "Жилсервис-5", предприятие задолжало энергетикам, водоканалу, другим смежникам 885 тысяч гривен. На 1,5-2 месяца отставали и с выплатой зарплаты. В настоящее время трудимся без долгов. На конец июля мы частично или полностью подрядным способом обновили кровлю на 27 домах, 1740 квадратных метров, собственными силами залатали крыши по 17 адресам. Только на проспекте Гагарина по трем адресам восстановили козырьки над подъездами. Обновлено свыше десятка дверей, люков перекрытий. Выполнена масса других работ. Тем глубже ранят слова некоторых жильцов: деньги, дескать, берете, но ничего не делаете.

Часть жителей, недовольная деятельностью рэпов, формирует им альтернативу. "Шацк", переименованный в "Себр", — это было одно. ОСМД — общество совладельцев многоквартирных домов — другое. "Себр", потерпев неудачу, уже влился в КП "Жилсервис-5", объединившее в конце прошлого года десяток домов по улице Дыбенко, ОСМД, тоже пока без КП "Жилсервис-5" не может шага ступить. Бог его знает, куда нас приведет поиск форм организации обслуживания жилья. Кто-то примется меня критиковать. Пусть. Но скажу: по городу разбросано около двух десятков рэпов. Если же их развалить, то получим около двух сотен ОСМД. Для всех ли найдутся профессионально состоятельные, ответственные, инициативные руководители? Не убежден. Тогда наступит крах. Хотя и рэпы не монополисты. Но где альтернатива?

Григорий Леберянский: — Раньше у жилого фонда был один хозяин — городской совет. А сейчас что мы иногда наблюдаем? Сосед сверху заливает соседа внизу. Я или мои сотрудники часто не могут проникнуть в квартиру. "Не имеете права без санкции прокурора. Частная собственность", — говорит хозяин, тот, которому за ворот не каплет. Посмотришь — не квартира, а дворец. Евроремонт и все такое. Лестничные же переходы, хоть глаза и нос затыкай. Чья это собственность? Очень похоже на кухню в коммунальной квартире с двумя сварливыми хозяйками. Бабушка волочит на контейнерную площадку худую мебель. "Нельзя", — говорят ей. "Я воевала. Будешь мне указывать", — отвечает. Воевала ли? Но крупногабаритный хлам уже есть. Да хотя бы и воевала. Тем более цивилизованно надо вести себя хотя бы в общественных местах. В конце-концов не от властей, а в первую очередь от людей будет зависеть выбор направления изменений, которые будут происходить и уже происходят в коммунальной сфере.

Другие статьи этого номера