О том, что сын побывал в плену у пиратов, мать узнала из новостей ОРТ

Севастополец Максим Михайлов принадлежит к многотысячной армии моряков рыболовно-торгового флота. Насколько сегодня опасна эта профессию, он знает не понаслышке. В прошлом году второй помощник капитана Максим Александрович Михайлов и еще трое членов экипажа судна были взяты в плен пиратами в территориальных водах Нигерии.- Мы вышли из нигерийского порта Харкорта и взяли курс на порт Варри, — Максим Михайлов согласился рассказать корреспонденту газеты о том, как это было. — На борту нашего транспортного рефрижератора "Пусан Рифер" (судовладелец — грек) оставалось несколько тысяч тонн рыбы. В час ночи прибыли на место, кинули якорь. Выставили антипиратскую вахту — это когда один человек дежурит на носу, другой — на корме корабля. Основная часть экипажа, состоявшего из 22 человек, легла спать. Вокруг была ночная мгла, и только свет от находящихся неподалеку нефтяных платформ позволял различать очертания предметов. В два часа ночи по рации я получил сообщение от дежуривших: "У нас гости". Все произошло быстро. В эти же минуты наш буфетчик, парень двадцати двух лет, только сменил матроса на вахте. Его взяли первым: ударили по лицу и ткнули дуло автомата в живот.

Лодка с пиратами оставалась у борта корабля — обычная алюминиевая лодка с хорошим японским двигателем в 110 лошадиных сил. На палубу поднялись двое людей, вооруженных пулеметом и автоматом Калашникова. Причалить пиратам помогла обычная бамбуковая палка с крючком на конце. Взяв заложника, пираты первым делом выбросили за борт лоцманский трап (по нему нас потом и спускали)…

Я был на капитанском мостике. Включил аварийный сигнал, позвал капитана, третьего помощника. Мы успели запустить SSAS — специальную систему оповещения, действующую через спутник и дающую сигнал, что на судно напали пираты. В этот момент к нам и подошли вооруженные пираты с заложником, причем один из напавших недвусмысленно продолжал направлять на нашего моряка автомат. Другой, с пулеметом, целился в нас. Они приказали нам лечь лицом вниз, а затем потребовали выдать им деньги. Капитан сказал, что денег на корабле нет. Тогда под прицелом они повели нас вниз, в лодку. Где-то час-полтора мы плыли по океану, потом вошли в дельту реки Нигер, и наконец нас высадили. Под лагерь был приспособлен старый речной причал. Там были четыре домика, стены которых сделаны из оцинкованных металлических листов — у нас из таких делают строительные заборы. Размеры домиков позволяли постелить на пол всего два матраса. Пираты выставили охрану — восемь человек.

— Как пираты к вам относились?

— Обращались грубо, но сильно не били. Кормили плохо: в Нигерии трудно достать еду. Тем не менее нам дали курицу (которую мы варили два часа, но еле разгрызли), яйца, сахар, кофе. Давали сигареты. Нам сказали, что если за нас не дадут выкуп, то через месяц мы сами умрем от болезней. Но поскольку пираты надеялись получить деньги, нам давали антималярийные таблетки.

— Какую сумму представлял выкуп?

— Пираты, которые, кстати, называли себя повстанцами, просили за нас 70 миллионов найра. По курсу: один доллар — приблизительно 170 найра. Просили 70 миллионов, а согласились в ходе переговоров на 15. Это приблизительно 100 тысяч долларов. Часть денег дал грузополучатель — хозяин груза. Им был богатый американец, живущий непосредственно в Нигерии и владеющий шикарным отелем, в котором был единственный на весь город лифт. Часть денег заплатил "агент" — фирма, заключающая с моряками договоры, оформляющая документы, обеспечивающая поддержку экипажа.

— Сколько времени вы находились в плену?

— Три дня. После того как пираты получили выкуп, они опять посадили нас в лодку и привезли на небольшой островок, где высадили и дали в руки палку с белым флагом. Пираты уплыли, а мы остались ждать. Через какое-то время к нам подошли нигерийские пограничники. Они дали воды и под охраной повезли в воинскую часть. Там нас встречали репортеры, представители нигерийской власти. Пять дней после этих событий мы жили в гостинице, а позже снова вернулись на судно и продолжили работу.

— Родина как-то дала о себе знать?

— Да. Нам звонил посол Украины в Нигерии, спрашивал, какая нужна помощь.

— А родные были проинформированы?

— Моя мама узнала о том, что я был в плену, случайно, по телевизору, из новостей ОРТ. Она испытала шок.

— Максим, напоследок хотелось бы задать такой вопрос: почему в случае подобных захватов не оказывается сопротивление? У вас на корабле оружие было?

— Оружия не было. Пользоваться им лично я не умею. Сопротивление оказывать опасно, в вооруженной стычке однозначно кого-то ранят или убьют. У нас в циркуляре так и указано: в случае пленения сопротивления не оказывать. Груз, жизнь моряков застрахованы. Даже после выплаты выкупа судовладелец в накладе не остается.

Считаю, что нам еще повезло. Сумма запрошена была (по сравнению с другими случаями) не очень большая. Деньги "нашлись" быстро. Признаться, я думал, что пираты продержат нас гораздо дольше. После освобождения нам рассказывали, что несколько месяцев до нас были взяты в плен 8 филиппинцев. За них никто не заплатил, и судьба их до сих пор неизвестна…

— После пережитого не было мысли оставить эту профессию? Вы уже ходили в очередной рейс?

— Конечно, вот только недавно из рейса вернулся. В море ходил и буду ходить. Кстати, в июне этого года были освобождены из пиратского плена 10 украинских моряков с Asian Glory. Они провели в плену полгода. Об этом сообщил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Украины Александр Дикусаров. По его словам, все моряки на текущий момент чувствуют себя удовлетворительно. В аэропорту в Симферополе их встречали родственники и представители МИД. "Наш представитель в Симферополе провел беседу с родственниками моряков, и в ходе этого разговора они выразили благодарность МИД Украины за оказанное содействие в освобождении судна с украинцами, а также в их прибытии на родину в кратчайшие сроки", — подчеркнул пресс-секретарь МИД. Моряки были захвачены пиратами 2 января текущего года в Индийском океане в 600 милях от побережья Сомали. Корабль перевозил более двух тысяч автомобилей корейского производства. 11 июня судно Asian Glory было освобождено из пиратского плена.

Другие статьи этого номера