Семейный портрет

Если по-честному, это не совсем выставка: экспозиция "Там, где моя семья" Елены Вильчуковой, открывшаяся в информационно-образовательном центре "Русский музей: виртуальный филиал", — пространство скорее для жизни, чем для праздного и стороннего созерцания. Здесь есть всё, чем живёт молодая севастопольская художница и что сегодня составляет её каждодневный обиход: родные люди, родной город. Подглядывание в замочную скважину? Не угадали! Пароль "Там, где моя семья" будто даёт зрителю ключ, отмыкающий дверь в частную жизнь: смотри, знакомься, но уважай.Любое полотно на этой выставке сродни окну: в нём, будто в уличном райке, застыли картинки из прошлого и настоящего художницы. Вот Дворец детского и юношеского творчества, где стараниями мамы, Аллы Анатольевны, маленькая Лена перепробовала "на зуб" и интерес многие кружки и досуги: хор "Алые маки", танцевальный коллектив "Калейдоскоп"…

Вот "Дом номер 9 по улице Супруна" — любимая работа художницы: приземистая, с охристым загаром "сталинка", расположившаяся напротив Лениного дома по улице Николая Музыки, — долго кочевала по этюдам и эскизам, пока не "обросла", как белоснежными кораллами, знакомыми севастопольскими колоннами, портиками, пилястрами, завитками литых оград… Стоит ли удивляться, что при такой способности разглядеть за фасадом даже самого невзрачного домишки сводчатую душу города-героя Лена мечтает, чтобы её сын, пятилетний Артём, стал архитектором?

Но мечты остаются мечтами, а искусство смирно отражает реальный порядок вещей: сам Артём, у которого в планах — стать капитаном 1 ранга — "пробегает" сквозь многие картины выставки, то прячась за букетом, то поедая вместе со своим двоюродным братом Русланом арбуз, а то и выбегая из солнечных брызг морской пены: никак к покорению морских валов тренируется!

А ведь есть у кого поучиться! И тут мы обращаемся к серии "моряцких" портретов Лены, написанных под впечатлением от рассказов папы, Виктора Борисовича. Отправившись служить по собственному желанию, матрос Вильчуков три года служил на противолодочном корабле "Сообразительный" в родном Севастополе, а после работал на военном заводе. Каждый год семья с нетерпением ждала парада в честь Дня ВМФ, все ждали, когда в гипотетического противника полетит вовсе не гипотетическая ракета, запуск которой подготавливал глава семьи. Правда, уже 11 лет не летает "семейная ракета": после 1999 года указ президента Украины "подрезал ей крылья". На одном из портретов Елены отец играет на гитаре, на другом — сидит рядом с товарищем. Лена будто воплощает несбывшуюся мечту отца продолжить служить на флоте.

— Я сначала даже хотела разбить выставку на три блока: "Семья", "Город", "Флот" — настолько для меня это неразделимые понятия, — признаётся Лена. — Только когда родился Артём, я поняла, что такое семья. Ребёнок объединил нас с мужем, а кроме того, во мне неожиданно проснулся патриотизм: моя родина там, где моя семья, где мой родной город, без которого я просто не могу жить! Ты сам — часть семьи, часть родины и поэтому начинаешь лучше понимать себя и мир. Здесь живут уже 4 поколения моей семьи, как же я могу уехать куда-нибудь?! А ведь раньше мне казалось это простым и лёгким — поселиться за границей, в чужой стране с чужим менталитетом. Но хорошо там, где нас нет.

Тема переезда в другую страну не случайна для семьи Лены. Её муж, художник Владимир Чурсин, в 2004 году вместе с семьёй переехал в Ганновер (Германия), что, впрочем, не помешало молодым выпускникам в 2006 году сыграть свадьбу… в Дании. Фотографию с этого скромного торжества для двоих заменяет картина Лены, на которой всё как положено: солнечно-белый конь, принц в костюме "с иголочки"… А вот следующий художественный семейный "снимок" на холсте: Лена держит на руках новорожденного Артёма.

— Только благодаря маме, отдававшей нас во все кружки, если мы проявляли к ним хоть малейший интерес, в семье двух инженеров выросли дочка-художница и дочка-скрипачка, — рассказывает старшая сестра Лены, Ольга, музыкант творческого коллектива "Аллегро". — И хотя наша семья часто воспринимает картины Лены как должное (новая работа может две недели провисеть в квартире на стене, а заметят её только на выставке), мы всегда готовы помочь ей добиться своего. До сих пор помню, как Лена была уверена, что не поступит в Харьковскую академию дизайна и искусств, и я буквально заставила её сесть в поезд и привезла в приемную комиссию.

— И всё-таки критика родных для меня — самая болезненная вещь, однажды я даже в сердцах выкинула картину за окно, потому что семье она не понравилась, — признаётся Лена.

— Именно поэтому, — продолжает Ольга, — мы стараемся не вмешиваться в творческий процесс своими замечаниями: Лена понимает в живописи гораздо больше нас. Однако если уж картина приходится членам семьи по душе, это событие запоминается и радует художницу. Настоящим семейным портретом стало полотно "Речь президента": даже суровый глава семейства признал его удачным. В чём же секрет этой "тайной вечери" в новогоднюю ночь у голубого экрана, такой обычной, такой привычной для любой семьи нашей страны? Картина состоит из трёх холстов, составленных вместе. Так и семья Вильчуковых: все семь её "частей", будучи отдельными и самостоятельными, не могут и не хотят разлучаться. "Можете себе представить, как с двумя детьми, двумя художниками и одной скрипачкой жить в двухкомнатной квартире?" — с улыбкой спрашивает Ольга, а Лена добавляет: "Но даже если есть возможность разъехаться, на дачу например, уже через пару-тройку дней нам хочется собраться опять".

"Собирающий" портрет Вильчуковых будто объясняет: неспособность не жить вместе — это и есть семья. Справа налево: Виктор Борисович, Алла Анатольевна, Руслан, Артём, Владимир и Елена, Ольга.

Другие статьи этого номера