"Местечковый" отдых

Замечательно, что редакция любимой газеты поднимает проблему туризма в Севастополе. Имею в виду публикацию в номере "Славы Севастополя" за 21 мая с.г. статьи "Курорт или не курорт? Вот в чем вопрос!", а в номере за 9 июня — интервью с президентом группы компаний "Кандагар" Борисом Зелинским. Автор этих строк еще пять лет назад на страницах "Славы Севастополя" (14 сентября и 6 октября 2005 г.) предупреждал, что безоглядная ориентация на развитие "туризма по-севастопольски" будет иметь разрушительный характер для техносферы, экономики и экологии города. Приведенные тогда аргументы актуальны и по сей день. Позволю себе их повторить, причем без изменений.

Утверждение о том, что Севастополь может стать "международным центром рекреации и туризма", есть дичайший блеф, навязываемый некапризным и непритязательным жителям города. Объясню почему.

Первое. В настоящее время туруслуги предлагаются почти всеми странами мира и даже Антарктидой. То есть конкуренция на рынке очень плотная, а спрос ограничен. Причем для подавляющего большинства этих стран туризм абсолютно естествен из-за непривередливости и низкого образовательного уровня основной массы населения, быстрого демографического роста и отсутствия альтернативы развития в виде финансового сектора, промышленности и хай-тека. Вот и торгуют дурно пахнущие аборигены на улицах, чистят богатеньким туристам обувь, работают посудомойщиками и носильщиками… При этом экономики стран "третьего мира" максимально свободны от каких-либо обязательств перед гражданами и от затрат на инфраструктуру. А это в условиях отрицательной демографии, стареющего населения и изношенной техносферы абсолютно неприемлемо. Грубо говоря, развивая город только как турцентр, мы очень скоро останемся без коммуникаций, транспорта, жилья и отчислений в социальные фонды (так как наиболее эффективная деятельность в этой сфере осуществляется по схеме "заработал — получи").

Второе. Туристическая сфера подразумевает низкоквалифицированное и низкооплачиваемое трудоустройство (в лучшем случае — менеджерами по туризму и экскурсоводами). В условиях нашего климата и энергозатратной инфраструктуры поступления от туризма не покроют и пятой части нужд города. Кроме того, при однобоком и примитивном развитии наиболее квалифицированные и образованные жители Севастополя просто останутся не у дел, и мы лишимся остатков промышленного и научного потенциала.

Третье. В случае с Севастополем туризм еще и сезонен. То есть всем трудоустроенным летом придется периодически искать новое место работы. Кроме того, в силу ряда причин (в т.ч. и консерватизма населения) рынок туруслуг низкоконкурентен еще и потому, что доходы, получаемые в сфере туризма, как правило, тратятся не на развитие самого бизнеса, а на… приобретение инвалюты или просто откладываются "на жизнь".

Четвертое. Неэффективная экономическая система и социальный популизм властей, не реформировавших транспорт и коммунальную сферу и не переведших обе в русло рыночных отношений через монетизацию льгот, приводят к дефициту в Севастополе проточной воды и электричества. Дело в том, что ни электроэнергия, ни проточная вода, ни троллейбусный и морской пассажирский транспорт не являются в Севастополе ТОВАРОМ, за пользование которым необходимо платить в полном объеме. Получается, что власти дотируют и жителей "хрущевок", и владельцев гостиниц. Ситуация усугубляется в летний период, что приводит к сбоям жизнеобеспечения всех жителей города. Кроме того, сезонный рост населения Севастополя приводит к повышению потребительских цен едва ли не на 30-40%, при том, что добрая половина реализуемых туристам товаров производится вне города. А большая часть жителей на туризме не только не зарабатывает, но и теряет (как по причине коммунальных и транспортных неудобств, так и из-за роста цен).

Пятое. Отсутствие должного сервиса в Севастополе — "притча во языцех"… Интересно, сколько поколений местных жителей должно смениться до того, как уровень обслуживания станет приемлемым? Впрочем, в рамках глобальной экономики всегда найдется возможность завезти в город каких-нибудь филиппинцев, еще менее привередливых, чем местные жители.

Из вышеприведенных аргументов видно, что туризм является ресурсозатратным видом деятельности. Таким образом, развитие турсферы возможно лишь при наличии большого количества нигде и ничем не занятых людей, которые согласны работать за относительно небольшие деньги. Фактически во всех странах мира средняя зарплата в туротрасли не превышает 65% от средней по стране. Так и в Севастополе средняя зарплата в сфере туризма составляла по состоянию на лето 2008 г. 1020 грн в месяц, при том, что средняя по Севастополю была 1696 грн, а по Украине — 1900 грн в месяц. Отсюда понятна нелюбовь апологетов туристического бизнеса к масштабным проектам развития. Ведь приход инвесторов означает масштабные финансовые вливания в экономику региона и создание дополнительных рабочих мест, т.е. рост платежеспособного спроса на рабочую силу. А это и есть увеличение средней зарплаты в регионе. И как результат — снижение прибыльности турбизнеса, обслуживающего не местных жителей, а в основном платежеспособных приезжих.

Разумеется, не рад развитию других и уже функционирующий турбизнес — будь то гостиничный комплекс на мысе Хрустальном, гольф-клуб на Караньском плато, яхт-клуб в Ушаковой балке… Поэтому сейчас горожане должны определить, какие именно меры необходимы для введения "туризма по-севастопольски" в цивилизованное и позитивное для города русло. Во-первых, в свете апрельских договоренностей о продлении срока базирования Черноморского флота севастопольцы вправе требовать для города особого налогового статуса. Это в какой-то мере компенсирует горожанам "курортную дороговизну", выведет "из тени" "серый сектор" экономики и создаст предпосылки для переселения в город состоятельных людей из других регионов Украины. Во-вторых, вся коммунальная сфера города (и в первую очередь — деятельность КП "Севгорводоканал" СГС и пассажирского транспорта) должна быть переведена в рыночное и конкурентное русло, а все льготы — монетизированы. В-третьих, в городе необходимо провести районирование по аналогии с генпланом, т.е. выделить территории, на которых можно и нужно строить объекты туристической инфраструктуры с переселением желающих покинуть этот район за счет инвесторов с предоставлением равноценного жилья и компенсации. Подобное, в частности, предпочтительно выполнить в поселке Любимовка в свете расширения деятельности аэропорта "Бельбек". А пока для спасения того, что еще осталось от севастопольских пляжей, стоит хотя бы запретить их заселение "палаточными туристами"…

Другие статьи этого номера