"Гибель эскадры" на севастопольской сцене

Несколько лет назад при встрече с известным режиссером заслуженным деятелем искусств УССР В.И. Ясногородским я попросила его рассказать о спектакле "Гибель эскадры". Встретились, долго беседовали. Владимир Ильич вспоминал все, что связано с постановкой этого спектакля. Слушать его было одно удовольствие: красивая, грамотная, выразительная речь. Общаться с ним было легко и интересно, и все материалы, которые я от него получила, очень пригодились и, уверена, еще не раз придутся кстати.

Но до юбилея было далеко, я сложила наброски в папку — до поры, до времени. И вот в августе этого года — 40 лет, как на сцене театра им. А.В. Луначарского прошел удивительный, прекрасный, полный романтики и трагических событий спектакль, повествующий о событиях, связанных с революцией и Гражданской войной, происходивших в нашем городе.

Автор пьесы — Александр Евдокимович Корнейчук, один из виднейших украинских драматургов советского периода. Пьеса, повествующая о судьбе эскадры Черноморского флота в 1918 году, написана в 1933 году и удостоена второй премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую советскую пьесу (первая премия никому не присуждалась). Тогда же, в 1933-м, она впервые была поставлена в Одесском украинском театре им. Октябрьской Революции, затем в театре "Березиль" (ныне Харьковский театр им. Т.Г. Шевченко), а в 1934-м премьера "Гибели эскадры" состоялась в Центральном театре Красной (Советской) Армии в Москве. Считается, что именно в этом театре спектакль впервые поставлен на русском языке.

Однако мало кто знает, что первая постановка на русском языке все-таки состоялась в Севастополе в 1934 году. История ее такова. Начальник Севастопольской Морской библиотеки В.А. Лелонг познакомился с рецензией на эту пьесу в одной из газет. Вскоре он узнал, что автор прислал экземпляр пьесы в политуправление Черноморского флота. Лелонг убедил руководство драмтеатра им. А.В. Луначарского в необходимости постановки, и пьеса была передана театру. На русский язык ее перевел украинский журналист С. Антонюк.

Спектакль "Гибель эскадры" поставил известный режиссер С.Н. Воронов (бывший актер МХАТа), роль Комиссара исполнил заслуженный артист РСФСР Н.Н. Васильев.

Из воспоминаний В.А. Лелонга: "…Таким образом, первая постановка пьесы "Гибель эскадры" на русском языке была осуществлена севастопольским театром в специальном переводе, что, к сожалению, нигде не отмечено. Я был на генеральной репетиции этой пьесы в Москве в Театре Советской Армии и должен сказать, что в целом севастопольская постановка была не хуже и даже некоторые исполнители мне больше понравились у луначарцев".

О том, как создавалась пьеса, можно судить из выступления Корнейчука на съезде украинских драматургов в Харькове в 1933 году:

"…Полтора месяца я провел на кораблях Черноморского флота. Эта была моя первая встреча с моими героями. И когда я узнал, в каких условиях они боролись за выполнение приказа об уничтожении кораблей, как трудно было понять стратегию и тактику партии, разобраться в сложном переплетении событий…" (перевод с украинского автора).

Итак, события 30-х годов плавно переходят в 70-е. Г.А. Сащенко, директор театра, был хорошо знаком с Г.А. Товстоноговым, главным режиссером БДТ (Большой драматический театр в Ленинграде). Он и обратился к нему с предложением о постановке спектакля "Гибель эскадры".

Из воспоминаний Г.А. Сащенко: "Охотно откликнувшись на приглашение, Георгий Александрович Товстоногов приехал в Севастополь в театр им. Луначарского и ставит спектакль "Гибель эскадры". И снова я, как и мои товарищи по работе, находился под обаянием личности великого мастера, а театр переживал трудный, но увлекательный период. Работоспособность Товстоногова поразительна. Все, кто бывал у него на репетициях, знает, что репетировал он по многу часов без перерыва и что часы эти летят стремительно: режиссер вместе с актерами импровизирует, на лету схватывает новые соображения, беспрерывно и бесконечно уточняет и ставит все более сложные задачи, улавливая и отвергая малейшие фальшивые интонацию, движение, жест. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, профессор, доктор искусствоведения, депутат Верховного Совета СССР… За каждым из этих почетнейших званий Георгия Александровича — талант, большой труд и гражданственность".

Севастопольскую постановку Товстоногов осуществил вместе с другим замечательным советским режиссером, заслуженным деятелем искусств РСФСР Рубеном Сергеевичем Агамирзяном (главный режиссер Ленинградского театра им. В.Ф. Комиссаржевской).

Владимир Ильич Ясногородский рассказал мне: "Это было огромным событием для города — выдающаяся пьеса выдающегося драматурга, выдающийся режиссер. Севастополь его встретил великолепно. Он приехал с женой и сыном. Ему были приготовлены апартаменты в доме отдыха "Строитель", предоставлены машина с водителем, фотограф, личный экскурсовод Евгения Цалик, которая познакомила его с историей города и показала все достопримечательности Севастополя.

О премьере в Севастополе писали тогда все столичные и крымские газеты. В газетах "Правда", "Советская культура", "Украинская правда", "Крымская правда" и др. освещались события, происходящие в Севастополе. Журналисты писали, что "постановка прославленной пьесы — яркое событие в культурной жизни Крыма. Постановщики… проводят открытые репетиции, на которых присутствовали артисты театра ЧФ, участники художественной самодеятельности, творческие работники города-героя. Спектакль поражает зрителя своей драматичной судьбой и высоким гражданским пафосом.

…В нем великолепно передана флотская атмосфера со всеми ее традициями и атрибутами".

А вот что писала 5 августа 1970 года известная журналистка городской газеты "Слава Севастополя" Е.Г. Юрздицкая в своей статье "Сегодня театр показывает премьеру": "С именем выдающегося режиссера Товстоногова связан более чем 20-летний период развития советского театрального искусства. Накануне премьеры "Гибели эскадры" мы провели один день в театре. Присутствовали на репетиции, взяли интервью у постановщиков спектакля, беседовали с актерами, исполнителями ведущих ролей, побывали в цехах театра, занятых последними приготовлениями к спектаклю".

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С Г.А. ТОВСТОНОГОВЫМ:

" — Георгий Александрович, вот уже 35 лет "Гибель эскадры" идет на сценах советских театров. Как вы характеризуете сегодняшнее звучание спектакля?

— К пьесе "Гибель эскадры" я возвращаюсь уже в третий раз. Впервые осуществлял ее постановку в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола в 1953 году. Затем в 1957 году — в Ленинградском академическом Большом драматическом театре им. М. Горького. И вот сейчас в Севастополе. Именно то, что постановка спектакля осуществляется на месте действия пьесы, возлагает на нас большую ответственность. Это придает особое звучание событиям, которые произошли здесь более 50 лет назад.

Действие пьесы созвучно революционным и боевым традициям севастопольцев и моряков Краснознаменного Черноморского флота. Это связь обстоятельств истории с сегодняшним Севастополем, овеянным подвигом, придает спектаклю особую остроту и пронзительность. И потому, что в зале будет зритель, который служил в те годы на флоте, который прожил всю жизнь в Севастополе, каждая деталь должна быть особо четкой и с исторической, и с военно-морской точки зрения. Все это обязывает нас подходить к постановке с повышенной требовательностью.

— Как вам работается с творческим коллективом театра им. А.В. Луначарского?

— Главный герой спектакля — масса революционных матросов. Поэтому массовые сцены должны быть впечатляющими и сильными. Они придают действию художественную и жизненную полноту. Такие массовые сцены непривычны актерам театра по своей масштабности. Однако все стремятся вложить максимум сил и творческой энергии, чтобы раскрыть смысл пьесы с большей выразительностью.

Ощущаются огромное желание и чувство ответственности каждого участника спектакля — от актеров, занятых в массовках, до исполнителей центральных ролей. Коллектив трудится с большим волнением.

— Какие предпосылки позволили вам дать свое согласие осуществить постановку "Гибели эскадры" на сцене театра?

— Прежде всего сам город-герой Севастополь. И, конечно, большое желание творческого коллектива театра и руководства, которое создало все надлежащие условия для работы. Это еще раз подчеркивает, что обстоятельства пьесы приобретают в Севастополе особую остроту.

Пьеса А. Корнейчука не потеряла своей актуальности. Жизнеутверждающий пафос произведения, отразившего один из наиболее трагических эпизодов Гражданской войны, героика событий не могут не волновать зрителя".

Итак, премьеры спектакля состоялись 5, 6, 7, 8 и 9 августа 1970 года. Судя по отзывам, спектакль произвел огромное впечатление на зрителей. Ошеломляющий успех имела заключительная сцена спектакля гибели кораблей, сопровождаемая маршем в исполнении живого оркестра (композитор Н. Червинский). Надо сказать, что декорации были привезены из БДТ, и художник В. Иванов тщательно подогнал их для нашей сцены. В спектакле была задействована почти вся труппа. Главные роли исполняли: заслуженные артисты УССР Б. Светлов, Н. Маруфов, Е. Лавровский; заслуженные артисты РСФСР В. Шаврин, Б. Молотов, артисты — А. Масанова, В. Габаев, Г. Сизов, Е. Кара-Гяур, А. Лазурьевский, А. Подлесный и др.

В связи с огромным успехом постановки дирекция театра решила передать А.Е. Корнейчуку афишу и программу с автографами постановщиков. В командировку в Киев отправился главный режиссер театра В.И. Ясногородский. В квартиру на улице Карла Либкнехта в Печерском районе Киева Владимир Ильич вошел с трепетом, однако застал хозяина больным. Но разговор у них все же состоялся. Ясногородский подробно рассказал драматургу о спектакле, об актерах, о жизни театра. Особое внимание было уделено творчеству Александра Евдокимовича, его произведениям для театра.

Как режиссер, Ясногородский отметил необыкновенное обаяние и талант рассказчика Корнейчука. На прощание Владимир Ильич получил в подарок сборник произведений знаменитого драматурга, среди которых была комедия "Приезжайте в Звонковое". Пьеса его заинтересовала и он решил поставить ее в театре вместе с художником Ю.Чурсиным. Премьера состоялась в 1972 году. Это была последняя постановка пьес А. Корнейчука на сцене нашего театра. И последний год его жизни. К сожалению, имя талантливого советского украинского писателя сейчас мало кто знает. В Киеве переименованы проспект и станция метро, названные его именем. А в учебниках литературы он уже не представлен…

Другие статьи этого номера