Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

"Балаклавская Одиссея". Путешествие второе

С неё всё началось в 2006 году. Четыре года назад проект "Балаклавская Одиссея" изменил наше представление о том, куда способно вторгнуться искусство и насколько в его власти изменить наш взгляд на привычный городской ландшафт....

С неё всё началось в 2006 году. Четыре года назад проект "Балаклавская Одиссея" изменил наше представление о том, куда способно вторгнуться искусство и насколько в его власти изменить наш взгляд на привычный городской ландшафт. Прошедшая в конце прошлой недели "Балаклавская Одиссея-2010" не просто обозначила кульминацию фестиваля "Война и Мир": две ночи (13 и 14 августа) перформансов на Михайловской батарее показали рост и "возмужание" проекта. В сегодняшнем номере "Слава Севастополя" предлагает отправиться во второе путешествие вместе с фестивалем актуального медиаискусства.

(Окончание. Начало в N 153 за 18 августа).

НА ГРЕБНЕ

Любое событие, какого бы размаха оно ни приобрело, начинается со слов.

— Первый фестиваль Balaklava Odyssey был пилотным, держался он в основном на инициативах отдельных европейских художников, — рассказывает Роман Мархолиа, организатор. — Но уже в этом году, заручившись поддержкой таких крупных и солидных институций, как Государственный центр современного искусства (Москва) и ПинчукАртЦентр (Киев), а также EUNIC (Европейское объединение культурных центров), мы обрели второе дыхание. К слову, сегодня мы чувствует внимание и со стороны Севастопольской администрации, и со стороны бизнес-партнёров, например Инкерманского завода марочных вин, а также неоценимую помощь Национального военно-исторического музея Украины, расположенного на Михайловской батарее, и его начальника Виктора Карпова.

Теперь мы не просто "подпольные" деятели искусства, а выступаем солидным городским фронтом, что и удивляет, и радует. Уверен, без энергии самого города фестиваль не состоялся бы, а значит, наконец пришло время, когда и современное искусство стало востребованным. Тем более что наша "Одиссея" — дань любви и уважения к Севастополю. Все мы, и организаторы, и участники, испытываем единое чувство, что находимся на территории общей истории, что позволяет всем ощущать себя здесь не гостями, а хозяевами. Для того он и задумывался, наш фестиваль, — собирать родственные души.

Ещё со времён фестиваля "Херсонесские игры", когда рухнул Союз и все чувствовали себя одиноко и потерянно, Севастополь был точкой общения и объединения интересов стран СНГ и Восточной Европы. Наша новая затея — фестиваль "Война и Мир" — очередная попытка наладить этот культурный контакт.

— Крым, Севастополь, Балаклава созданы для демонстрации культурных инноваций, несмотря на всю свою древность, а точнее, именно благодаря ей, — отметил Леонид Бажанов, художественный руководитель Государственного центра современного искусства. — Хотелось бы, чтобы даже Артбухта связывалась в сознании не только с артиллерией, но и с понятием "арт", с современным искусством. Любое событие начинается со слов, однако в конечном итоге они напоминают морскую пену: воды за ней не разглядеть. Что же происходит внутри волны?

ВНУТРИ ВОЛНЫ

Каждый участник "Балаклавской Одиссеи" совершил своё путешествие. Кто-то приехал сюда на катере к восьми вечера 13-го числа, когда начиналась первая ночь перформансов. Другие сумели выбраться только на следующий день. Мне посчастливилось очутиться на батарее ещё за неделю до её преображения в выставочную площадку в составе команды электронного журнала "Брик-а-брак" — единственных севастопольцев, принявших участие в фестивальной экспозиции. Вам интересно, каково это — представлять свои работы в стенах Михайловской батареи, очутиться в самом центре творческого фестивального "муравейника"?

Это когда до последнего мгновения думаешь, что времени ещё полно и всё сделается само собой, а за день до начала оказывается, что абсолютно ничего не готово и нужно бегать по родственникам, знакомым, знакомым знакомых, соседям, писать тысячу эсэмэсок и звонить незнакомым людям, чтобы достать старые телевизоры, видеоприставки, стулья, столы, тысячу мелочей… И в этом — драйв!

Это когда в последний момент выясняется, что кухонный телевизор, который ты взял у 70-летней соседки и при этом потратил уйму времени, объясняя ей, что такое актуальное искусство, перформансы, видеоарт, "Балаклавская Одиссея", ПинчукАртЦентр и ГЦСИ и почему ради всего этого она должна отказаться от просмотра "мыльной оперы" за приготовлением вечерних макарон, и вот этот телевизор, который ты притащил домой, как доисторический охотник — мамонта, вдруг категорически не желает "видеть" видеомагнитофон, взятый у сотрудницы жены под честное слово… И в этом — драйв!

Это когда художница Наташа, чтобы сэкономить общие деньги, клеит распечатанное на ракале изображение на плёнку, взятую на работе у своего папы, а потом, подвешивая получившуюся инсталляцию в комнатке на Михайловской батарее, опасается, как бы "отклеившийся" от потолка кусок ржавой арматуры не упал на зрителей в разгар фестивального вечера, на что другой художник, Вова, успокаивает: "Она тут висела до нас 100 лет и будет висеть, когда нас уже не будет". И в этом — тоже драйв! И когда в последний день, за 8 часов до начала фестиваля, твой папа везёт кропотливо собранное "барахло" на батарею, тактично не спрашивая, зачем тащить туда 15 стопок книг, 4 телевизора, моток верёвки, стол, домашние чашки, шкатулку, настольную лампу и школьную фотографию в пыльной раме, — только тогда понимаешь, как и чем живёт фестиваль, что собой представляет течение, бурлящее под поверхностью официального, пресс-релизного "сюжета". И в этом — самый главный драйв!

А потом четыре часа сторожишь в комнате ноутбуки и выпрошенный у знакомого ("седьмая вода на киселе") проектор, потому что в случае "инцидента" совесть и владельцы техники тебя съедят с потрохами: потом за полтора часа чудом успеваешь съездить в свои "Камыши", чтобы приволочь флешку с забытым роликом, потом… Ты и сам не замечаешь, как стрелка часов застывает на восьми и Роман Мархолиа объявляет начало фестиваля.

ТЕЧЕНИЕ

И вот начинается фестивальное гудение. Михайловская батарея освещена. Здесь около 500-600 человек. Три основных "отсека" открыты: верхний этаж левого крыла дан на откуп ПинчукАртЦентру, правого — Государственному центру современного искусства, а первый этаж левого "оккупируют" свободные художники из Великобритании, Литвы, Германии, России и Украины. Как и в сёрфинге, тут главное — "поймать волну" (наблюдение ещё с первой "Одиссеи"). А как только ловишь, попадаешь в "зелёный коридор": всё успеваешь посмотреть, ни одно представление не пропускаешь. Но тут без сноровки и слежки за временем не обойтись!

Умение "скользить", но при этом успевать погрузиться в работу художника, вообще приходит с опытом, которым севастопольский зритель пока похвастать не может. А ведь многие вещи предполагали вдумчивое созерцание, погружение, требовали принять на себя роль "гипнотизируемого". Взять хотя бы невероятный перформанс Erase Remake от австрийцев Яна Мачачека, Мартина Сиверта и Дитера Ковачича, в ходе которого "солист" команды Ян танцевал, пел, проецировал на экран видео, снятое маленькими камерами, вмонтированными в пылесос, или снимки частей лица, рук, тела, сделанные с помощью сканера. Не правда ли, странно и дико звучит? Но об этом и не нужно читать, это нужно видеть. И если принять правила игры, войти в состояние транса, то незаметно пролетает часовой арт-хаус "Деказия" (Decasia) Билла Моррисона на музыку Майкла Гордона — порченная, пузырящаяся, разлагающаяся на глазах плёнка и жуткая агония звуков передают отчаянные попытки живого выкарабкаться из густой тьмы небытия. И можно бесконечно наслаждаться видеоработой московской группы AES+F "Последнее восстание", где рекламно-смазливые подростки-андрогины бесконечно долго и пленительно-красиво приставляют к горлу своих поверженных врагов клюшки для гольфа и японские катаны. И наблюдать, как британская кудесница Вики Беннет в своём проекте "Люди, похожие на нас" склеивает из кадров старых телешоу и архивной голливудщины остроумные видеоколлажи. И следить, как пластика танцовщицы из немецкой группы DS-X.org. изменяет рисунок на экране: вслед за её силуэтом распыляется шлейф цветов, "ломается" стройный узор, дёргаются нарисованные колокольцы и бубенцы. Одного только не может сделать зритель, находящийся в плену у магии перформанса, — бросить помидор в пронзительно-искреннюю венгерку Марту Лоджански, танцующую партию Ифигении на крыше Михайловской батареи: ну у кого поднимется рука, когда в нескольких метрах от тебя — пульсирующий комок нервов, чувств, эмоций, когда видишь слёзы танцовщицы? Увольте, господа задумщики!

Инсталляция Марии и Натальи Арендт — растянувшийся на полу "хвост" (детский ботинок, поросший моллюсками, ржавая каска, обломки античных амфор, рыбацкая сеть, водолазный костюм, череп дельфина) из предметов, бережно хранимых морем и время от времени выбрасываемых на побережье Коктебеля. Два пульсирующих кожаных мешка с нарисованными мелом швами — арт-объект, который группа Milk and Vodka назвала по "имени" атомной подводной лодки — "Северсталь". Чарующие женщины-милиционеры Сергея Браткова, скульптурно выточенные атомные грибы Арсена Савадова, бегло набросанные военные фантасмагории Константина Батынкова… И, конечно, торжественное, при полуторатысячной толпе горожан, с концертом духовых инструментов и свечением воздушных шаров сжигание скульптуры "Бог хлама", которую Клаус Пубитцер сотворил из мусора, "добытого" в Инкерманском карьере…

Увы. Любое перечисление постфактум бессмысленно, если вы не видели этого своими глазами, поскольку самое яркое описание чужого путешествия не восполнит отсутствия собственного.

— Культура, как жидкость, проникает всюду и меняет к лучшему нашу жизнь, сам способ нашего существования, — отметил в своём приветственном слове к участникам фестиваля Экхард Шнайдер, генеральный директор ПинчукАртЦентра.

Никто не знает пока, насколько глубоко "просочилась" "Балаклавская Одиссея" в поры культурной жизни Севастополя. Фестивальный поток пронёсся. Каждый теперь решает сам, "седлать" ли эту волну или стоит подождать другую. Если она будет.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ