Кинофестиваль всё-таки "выстрелит". В октябре

Опоздав по времени к традиционным июльским датам, Севастопольский международный кинофестиваль всё же состоится. Оставив позади отпускную жару и туристическое многолюдье, шестой СМКФ пройдёт в первых числах октября. О том, что сулит кинофесту резкое смещение сроков, а также о его судьбе в рамках фестиваля искусств "Война и мир", мы побеседовали с программным директором СМКФ Лизой АНТОНОВОЙ.

— "Подселение" всех задумок Романа Мархолиа под общую "крышу" фестиваля "Война и мир" анонсировалось широко и громко. Лиза, проясните, пожалуйста, ситуацию: Севастопольский кинофестиваль действительно будет переименован в фестиваль "Война и мир" и изменит программу?

— В этом году он, скорее, заключает целый ряд фестивалей, которые объединены проектом Романа "Война и мир". Тематически СМКФ в эту серию событий не вошёл. Если фестиваль "Война и Мир" пройдёт и в следующем году, можно попробовать включить его в общую канву. Однако лично я — не сторонник того, чтобы делать фестиваль исключительно военным по тематике. Чем шире программа, тем лучше, ведь мы делаем фестиваль для рядовых севастопольцев. По этой же причине мы стараемся везти киноленты скорее зрительские, а не фестивальные, авторские (хотя последние тоже обязательно будут представлены). СМКФ — не мероприятие для эстетов, которые съедутся со всего мира и будут следить за движением камеры и новаторскими приёмами. Простому зрителю куда важнее история, и если он не обратил внимания на режиссёрские открытия и ходы, может, это и к лучшему: значит, он был захвачен игрой, сюжетом.

— То есть шестой кинофестиваль пройдёт без "неожиданностей"?

— С одной стороны, да, потому что у него уже появилось своё лицо, сложились традиции, которые мне очень нравятся. Мне нравится, что у нас есть народное жюри, состоящее из известных в Севастополе людей, которые оценивают все фестивальные ленты с точки зрения неискушённого в киноделе, но искреннего и заинтересованного зрителя. Нравится, что фестиваль остаётся бескорыстным: все показы проходят бесплатно, это своеобразный подарок для севастопольцев. Но самое главное событие за прошедшие шесть лет — то, что убеждает: наш фестиваль пустил в городе корешки — киноконкурс "Город у моря", родившийся в недрах фестиваля. Вот зачем и нужен фестиваль: чтобы люди смотрели новые фильмы, учились на опыте профессионалов и в итоге творили своё кино.

— Вы сказали: "С одной стороны…" То есть без нововведений всё-таки не обойдётся?

— Совершенно верно. Так, если позволит погода, мы проведём "Ночь молодого кино" на Михайловской батарее, во время которой на проекторе, установленном на плацу, будут демонстрироваться студенческие документальные и короткометражные фильмы. Мы заручились поддержкой московской киношколы известного документалиста Марины Разбежкиной. Она отберёт лучшие работы своих студентов и, надеюсь, лично их представит, возможно, даже привезёт кого-то из молодых ребят. Кроме того, благодаря городской администрации и лично Николаю Карпееву, заместителю её председателя, мы не только ощутили поддержку города, но и сможем провести небольшой детский фестиваль. В школе N 22 будут показаны три фильма: "Трое с площади Карронад" (кстати, снятый по книге детского писателя севастопольца Владислава Крапивина), "Рябиновый вальс" и "Двенадцатое лето".

— Насколько я знаю, сейчас у вас уже есть договорённость на показ 12 кинолент, участие ещё шести — в стадии переговоров.

— Да, пока программа полностью не готова. Но что мне хочется отметить уже сегодня, так это два новых фильма Сергея Соловьёва: экранизация "Анны Карениной", вторая после сделанной в эпоху немого кино, и вторая часть легендарной "Ассы". Причём удивительнее всего тут то, как обе работы связаны. Если помните, в конце "Ассы" девушка убивает своего любовника и садится в тюрьму. "Асса-2" рассказывает о том, как эта девушка сидит в тюрьме и… мечтает сниматься в фильме "Анна Каренина". Ещё одно специальное событие фестиваля — фильм Веры Глаголевой "Одна война", посвящённый неизвестным страницам войны. Это история женщин, сосланных на остров за то, что они родили детей от немцев. Кстати, и Соловьёв, и Глаголева обещали лично представлять свои работы на СМКФ.

В предварительном плане значится и фильм Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину". Насколько я знаю, его показывали всего в нескольких российских кинотеатрах, а в своём "Ночном показе" Александр Гордон буквально призывал посмотреть это кино.

— Доедет ли замечательный фильм об Иосифе Бродском до Севастополя?

— Если позволят график и возможности, Хржановский очень хотел бы приехать на фестиваль сам. Если это произойдёт, кроме ленты "Полторы комнаты…", мы задумали показать его анимационные фильмы, сделанные по рисункам Бродского: например "Полтора кота". Из этих маленьких зарисовок и вырос фильм.

— И последний по порядку, но не по значению вопрос: будет ли звучать и в нынешней программе севастопольский лейтмотив?

— Я всегда ищу фильмы, которые так или иначе связаны с Севастополем. Так, в новом фильме "Я" Игоря Волошина, когда-то игравшего в театре "На Большой Морской", действие происходит в нашем городе. Лента "Кто я?" тоже снималась в Севастополе, а отец режиссёра Клима Шипенко — известный драматург Алексей Шипенко, тоже севастополец, ныне живущий в Германии. Сам Клим провёл здесь всё своё детство. Вообще мы уделяем севастопольской теме так много внимания, что мне бы даже хотелось дать фестивалю второе имя — "Севастополь forever".

ВЗГЛЯД С ДРУГОГО БЕРЕГА

Интересуясь судьбой СМКФ, "Слава Севастополя" не могла обойти стороной и его любимое детище — "Город у моря". О том, почему второй конкурс кинолюбителей обзавёлся вторым именем ("Крым. Я тебя люблю!"), а также о перспективах двух городских киномероприятий мы поговорили с предпринимателем Николаем Руденко, членом народного жюри и инициатором конкурса:

— На мой взгляд, перенесение сроков кинофестиваля на начало октября — огромный плюс. В июле, в разгар туристического сезона со всеми его проблемами, да ещё перед Днём ВМФ, организация и реклама фестиваля требуют огромных усилий. Кроме того, СМКФ всё-таки стоит определиться с занимаемой нишей. Для кого он сделан? Вписать фестиваль в тематику "Войны и мира" и перенести на осень — отличная идея. Это позволит привлечь в Севастополь больше туристов и "расширить границы" сезона, что для города очень выгодно. Что касается названия "Крым. Я тебя люблю!", то его выбор был обусловлен изменением формата конкурса. Все фильмы этого года должны были "рекламировать" сам Крым как место, куда хочется возвращаться снова и снова. Приём роликов закончился буквально на днях, награждение победителей пройдёт в рамках Севастопольского кинофестиваля. Честно скажу: в этом году работ было представлено меньше, чем в 2009-м, однако их качество в 2-3 раза выше. И в этом есть своя логика. Представьте только: на двухмиллионное население Крыма нашлось всего 20 с лишним человек, которые хотят делать кино и делают его. Вопреки всему, что отбирает силы, отвлекает от творчества (работа, отдых, массовая культура)… Ведь эти люди — звёзды в громадной массе крымчан — по-настоящему уникальны!

Другие статьи этого номера