Хорошее плохое образование

Пока новое руководство Министерства образования Украины спешно ликвидирует результаты деятельности своих предшественников и пытается снабдить всех школьников обновлёнными учебниками, "Слава Севастополя" решила задать горожанам наш традиционный "Вопрос в лоб": "Как вы оцениваете качество образования в Севастополе? Какие изменения, по вашему мнению, должны быть внесены в учебную программу?" Звонки, поступившие в редакцию, озадачили нас своей парадоксальностью. Попробуем разобраться.

Как мы уже сказали, в ходе нашего опроса весьма чётко проступили парадоксы отечественного сознания. Так, многие звонившие в редакцию, точнее — 67%, начинали разговор о качестве образования с вопросов, мало относящихся к учебному процессу непосредственно. Логика ответа была железной: "Как же можно нормально учиться, если в такой-то школе крыша течёт?!" Глас народа не всегда предсказуем, но исключительно справедлив: если тебе на голову равномерно капает вода, это уже не постижение знаний, а скорее, изощрённая китайская пытка. В утешение всем, чьих детей испортил "квартирный", то есть "классный", вопрос, сошлёмся на авторитет начальника городского управления образования и науки Сергея Круглова, заверившего ещё в августе, что с 2010-го по 2012 год 39 учебных заведений дождутся ремонта первой необходимости (к слову, реконструкция тех же крыш запланирована для 25 из них). Крыши крышами, а между тем вернёмся к нашим основным вопросам.

Когда наши респонденты слышали сакраментальное "Что вас не устраивает в нашей системе образования?", львиная их доля, сразу же или после некоторого размышления, отвечала категорично: "Всё". Как и всегда для Севастополя, главным камнем преткновения был и остаётся украинский язык. Нет, большинство наших читателей не против его изучения (хотя, правды ради, были и те 11%, что рубили сплеча: отменить полностью, нашим детям не нужен этот язык). В основном нарекания слышались в адрес слишком рьяной популяризации "мовы" в исконно русскоязычном городе. 89% заявили: украинский детям нужен, но не в таком объёме, количество часов можно было безболезненно сократить, выделив их в пользу языка нашей родной культуры, наших отцов и матерей, в конце концов, языка нашего общения, по которому о нас судят окружающие. По мнению севастопольцев, курс на украинизацию, взятый предыдущим правительством, привёл к тому, что дети теперь плохо знают оба языка: мол, часов русского стало меньше за счёт украинского, но где в городе русских моряков найти грамотных специалистов по преподаванию "соловьиной"? Ещё один удар по престижу русского языка нанесла отмена итогового контроля по этой дисциплине. Сами знаете: предметы, не входящие в перечень итогового тестирования, многими особо "прилежными" школярами воспринимаются как не заслуживающие внимания. "Такими темпами русский будут считать такой же факультативной дисциплиной, как охрана безопасности жизнедеятельности или труды", — возмущался один из респондентов.

Особое возмущение одной из дозвонившихся в редакцию читательниц вызвала ситуация в младших классах: "Мой ребёнок пошёл в третий класс, и многие учебники по профильным дисциплинам у него на украинском, не считая к тому же уроков по этой дисциплине и украинской литературе. В этом возрасте он ещё и русского-то толком не знает, а его уже ставят в ситуацию, когда нужно учить сразу два языка. Точнее — три: английский теперь тоже учим с младых ногтей, при этом всё равно ходим к репетитору. Что может остаться в голове у ребёнка, который перегружен информацией? Каша. А выпускаясь в 11-м классе, этот ученик не будет знать родного языка".

Недостаточность школьного образования для изучения предмета отметили 68% участников нашего опроса: по их словам, как ни крути, а индивидуальный подход репетитора оказывается в несколько раз "класснее" классного обучения. "За одно занятие с репетитором моя дочка выучила то, что пытались неделю растолковать в школе, — поделилась своей историей ещё одна читательница "Славы". — И самое главное — я вижу у неё интерес к английскому: она делится впечатлениями, рассказывает, как что называется — совсем другое дело". Между прочим, именно "инглиш" уверенно занял второе место после "мовы" по числу нареканий (41%): как ни странно, в исконно техническом Севастополе языковой вопрос волнует горожан больше всего. Неужели с преподаванием точных наук всё в порядке?

"Сейчас в городе наметился явный спад и по уровню преподавания, и по уровню учеников, — поделилась с нами учительница математики старших классов одной из престижных школ. — Их ничто не интересует, я выхожу в класс, как в чистое поле: вдруг кто откликнется. Может, это такая волна детей пошла, может, это следствие воспитания, не знаю. А новые учителя? Это просто не тот уровень, на порядок ниже, чем был даже у моего поколения, поколения 30-летних". Впрочем, стоит отметить, что ругают новых учителей мало: большинство из опрошенных севастопольцев, а именно — 95%, признавая неопытность новых педагогов, считают, что у них есть главное — заинтересованность в предмете. И вот тут мы подступаем к моментам, в которых наши респонденты проявили редкое единодушие. Во-первых, по их мнению, именно от учителя зависит эффективность учебного процесса: как бы мы ни ругали программы и учебники, но в триаде "учитель — ученик — родители" четвёртый участник неуместен. 100% опрошенных сошлись на том, что увлечённый учитель, ответственный ученик и родители, всегда готовые прийти на помощь своему чаду, — рецепт идеальной системы образования. В этой связи особенно много нареканий вызвали расплодившиеся в городе филиалы вузов, слишком многие из которых, как считают наши читатели, были открыты для зарабатывания денег, а не для обучения. Как и низкий уровень подготовки преподавателей, взяточничество ("все расценки известны едва ли не до поступления"), естественно, тоже не способствует заинтересованности студентов.

"У нас в городе, конечно, хорошее образование, но…" — как ни парадоксально, примерно так все участники нашего опроса заканчивали свои пламенные спичи. Так неужели все эти "но" не могут перевесить общего благоприятного впечатления от нашего образования? Думается, отчасти ответ на этот вопрос стоит искать в результатах исследований Всемирного экономического фонда за 2009 год, согласно которым при целом "букете" проблем Украина отличается чрезвычайно высоким уровнем образования исключительно за счёт… сильных студентов и учеников, которые занимаются самообучением и сами находят стимулы для поиска знаний. С одной стороны, это говорит о личной ответственности горожан и граждан, что, безусловно, хорошо. С другой — о том, что причина такой ответственности — отчаянная уверенность: спасение утопающих в Украине было и остаётся делом рук самих утопающих. Что, согласитесь, тоже безусловно.

* * *

А мы предлагаем читателям ответить на следующий вопрос: "ЧЕГО ВЫ ЖДЁТЕ ОТ ВЫБОРОВ В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ?".

Ответы на него вы можете дать в пятницу, 10 сентября, с 13 до 14 часов по телефону 54-49-34.

Другие статьи этого номера