Зеркало для героев, или Советы мэра

Психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, по мнению специалистов, способны испытывать 97 процентов абсолютно здоровых людей. Правда, не одновременно и редко. И вот это, по моему глубочайшему убеждению, неправда. По крайней мере, для тех, кто живет сейчас вообще в Украине и в Севастополе в частности.

Возьмем для примера любимый продукт украинского народа — гречку. А не кажется ли всем здесь и сейчас, что нечто подобное с ней уже происходило? Может, недавно… А может, и относительно давно… И не важно, что популярным продуктом потребления среднестатистического украинца (ввиду его дефицита) периодически становятся гречка, сахар, медпрепарат "Тамифлю" или марлевые повязки. Важно, что каждый раз массовое "дежа-вю" происходит перед выборами. И кто бы ни был наверху, у власти, они также открывают госрезервы и организовывают поставки из-за рубежа… Дабы только осчастливить весь украинский народ. Вот только стали ли мы счастливее?

Вспомним программу предыдущего президента: "Десять шагов навстречу людям". Впрочем, каждый из нас уже убедился, что подобные программы — всего лишь предвыборная агитация, далекая от объективной реальности. Как же в таком случае определить степень полезности или вредности политика для народа?

После того как в 2004 году ввели в стране пропорциональную избирательную систему, такой критерий был утрачен окончательно. Страна перешла от личных качеств народного представителя к бесформенной толпе, бесконечно митингующей у трибуны парламента. Дни идут, а ничего не меняется. Те же лица, те же обстоятельства: работа подменяется популизмом и балаганом… Взять хотя бы наш Севастополь за последние шесть лет. Что в нем изменилось, кроме трех глав администрации (сейчас четвертый) и горсовета, который, кстати, несильно поменялся?

Предметом особой гордости практически всех последних губернаторов является городской бюджет, перешагнувший за миллиард гривен. Звучит масштабно, но в относительном выражении, учитывая инфляционные процессы, это практически столько же, сколько и шесть лет назад. Впрочем, есть существенная разница: если современного бюджета не хватает ни на что, то 6 лет назад мы такой бюджет уже называли бюджетом развития. И это мнение не только авторитетных экономистов, но и многих севастопольцев. С какими же результатами Севастополь подошел к своему 220-летию?

С 1999-го по 2003 год бюджет города вырос в три с половиной раза. По объему инвестиций в основной капитал Севастополь занимал первое место среди областных центров Украины, удвоились внутренние инвестиции, рост капиталовложений составил 2,5 раза. К юбилею город вышел на первое место в стране по демографическому развитию и развитию рынка труда. Поднялся на третье — по уровню материального благосостояния и развитию социальной сферы. Впервые количество людей, прибывших в город на постоянное место жительства, превысило число выехавших.

Дело не в том, что наша команда работала лучше и профессиональнее нынешних управленцев. Мы использовали иную систему подхода к определению и решению задач. Главная функция и сверхзадача управленца заключается в том, чтобы условия жизни людей, пусть медленно, но улучшались. Я в Севастополе почти 40 лет, это мой дом, и меня огорчает тот факт, что условия жизни в нем ухудшаются с каждым годом. Скажите: тогда зачем мы здесь? И чем мы вообще тут занимаемся?

Каждый руководитель подбирает команду единомышленников на какой-то идеологии. Мы выбрали, на наш взгляд, самую органичную и природную для севастопольцев: социальное развитие на основе партнерства. Мы собрали грамотных людей и предложили им серьезное дело общественной значимости, в котором можно было бы добиться заметного, реального и нужного горожанам результата.

Первым и важным таким делом стала организация круглосуточной подачи воды в Севастополе. В 2000 году (в условиях работы водопровода по графику) на каждого севастопольца уходило по 370 литров воды ежесуточно. Это больше, чем в Санкт-Петербурге, где мы изучали хозяйственный опыт. Откуда такой расход в Севастополе?

Чтобы выяснить это, мы провели огромную работу. В рэпах города ввели должность заместителя по социально-правовой работе и связям с общественностью. В управлении жилищного хозяйства этим занимался управленец в ранге заместителя начальника. За год в городе было реанимировано или вновь создано 500 домовых и квартальных комитетов с реальными правовыми полномочиями.

Базовым для эксперимента мы определили Гагаринский район. На этапе подготовки к эксперименту организовали 197 рабочих групп, в которые, кроме представителей рэпов, райадминистрации и райсовета, вошли и 327 общественников.

Наши мобильные группы провели поквартирное обследование технического состояния сетей водоснабжения, водомерных узлов, оформили акты готовности домов. Кроме того, из общественников — простых горожан — были созданы стационарные посты численностью от одного до трех человек. В доме 13-б на ул. Фадеева общественникам удалось сделать то, о необходимости чего уже много лет твердят и не могут сделать в управлении жилищного хозяйства: по "головам" пересчитали всех, кто там действительно проживал в течение месяца. Оказалось, что, кроме 187 прописанных, еще 225 гостей. То есть получилось, что фактический расход воды на одного официально зарегистрированного человека составил 5,5 кубических метров. Такая же ситуация подтвердилась и по другим домам.

Кроме того, мы организовали ежесуточный контроль показаний водомеров. В ходе эксперимента оперативно устранено около 50 утечек на сетях. Была составлена реальная картина утечек и скрытых потерь воды. Были приняты необходимые меры и определены реальные тарифы. А теперь скажите: есть необходимость провести сегодня такую работу?

К сожалению, сегодня при введении новых тарифов ни прежняя администрация, ни нынешняя даже не попытались задействовать колоссальный потенциал севастопольской общественности. А ведь севастопольцы всегда готовы оказать помощь в определении реальных цифр, реальных тарифов, чтобы лично убедиться, что их не обманывают.

Когда мы начинали эксперимент, то естественные потери в Гагаринском районе составляли более 40 процентов. А когда задачу по круглосуточной подаче воды решили с помощью людей (общественники сами контролировали водомеры), то утечки снизились до 20 процентов. Все магистральные потери мы ликвидировали в процессе эксперимента. Некоторые проблемы остались только на уровне самих квартир. Здесь не на высоте оказались наши жилищные службы: не дошли до каждого жильца.

Сегодня мы не просто вернулись к старым показателям. Речь идет уже не о 40, а о 60 процентах. Что, на мой взгляд, абсолютно недопустимо. Более того, сегодня в тариф для водоканала закладывается расход воды, который учитывает потери ее ухода под землю. На мой взгляд, это абсолютно неконструктивно, негуманно, непрофессионально. А с политической точки зрения — бесперспективно.

Вывод очевиден: все потери, которые есть в сетях водоканала, "Севтеплоэнерго", "Горгаза", необходимо исключить из тарифов. И ответственность за них должен нести бюджет. Именно здесь должна проявиться жесткость в отношении руководителей этих структур. Если тупо перекладывать всю нерадивость, всю бесхозяйственность на плечи горожан, то власть никогда не будет заинтересована в том, чтобы с этой бесхозяйственностью бороться, чтобы искать возможность минимизации бюджетных потерь. А зачем? Ведь за все заплатят горожане. Я гарантирую: величина тарифа была бы абсолютно иной.

Убежден: сама громада и само управление громадой способны продуцировать серьезные положительные сдвиги на местах. Сейчас преподносят как величайшее достижение международной дипломатии проведение в Севастополе совместных парадов моряков ВМСУ и ЧФ РФ. И мало кто помнит, что первый такой парад датирован 9 мая 2000 года. И для его подготовки не потребовалось ручного сопровождения руководителей двух дружественных государств. Помню, президент Л.Д. Кучма во время своего очередного посещения города поинтересовался: "Как вам это удалось?" "Очень просто, — говорю, — надо больше доверять региональным властям".

Благодаря тому, что уже тогда вышли на такой уровень взаимопонимания между двумя ветвями городской власти, мы в решающей степени и нашли ту положительную динамику в развитии региона, о которой я упоминал вначале.

Кстати, в процессе становления партнерских отношений в треугольнике "администрация — совет — общественность" в значительной степени трансформировались и мои личные представления о возможностях Севастополя и севастопольцев. Не секрет, что сначала и я был против принятия закона "О городе-герое Севастополе". Но когда мы почувствовали, что в гражданском отношении громада вполне готова к этому, проект такого закона был подготовлен, направлен и принят Верховной Радой (огромная заслуга в этом ныне покойного В.А. Заичко), которой и тогда руководил нынешний лидер Народной партии Владимир Литвин.

К сожалению, закон предшественники действующего президента дружно заветировали, а нынешний глава государства пока не определился.

На мой взгляд, сейчас в городе сложилась уникальная ситуация, когда и исполнительную, и представительную власть контролируют представители одной и той же политической силы, что создает особо благоприятные условия для реализации природного права севастопольцев активно влиять на ситуацию в городе. Севастопольцы и заслужили, и достойны этого.

Меня часто спрашивают: не обидно ли мне, что многие проекты, которые впервые предложила или уже успела продвинуть команда Жунько, выплывали потом под именами других авторов? И Дом Москвы, и Аллея городов-героев, и дюкер через бухту, и железнодорожный мост, и спуск Котовского…

Я рад, что многие из тех проектов, которые задумывались при нас, уже реализованы. Значит, мы были на правильном пути. Мне приятно, что некоторые из них и сегодня считаются в горгосадминистрации первоочередными. Конечно, жаль, что мы не успели сделать все задуманное. Но меня очень волнует, что из-за тупого противостояния и амбициозности некоторых политиков нарушается принцип преемственности во власти по профессиональным признакам. Это, по меньшей мере, непродуктивно. Управленцы, действительно стремящиеся выйти на результат, должны досконально знать местную ситуацию: из-за чего родилась, как развивалась, каковы возможные пути решения? Нет результата — нет общественной поддержки власти. А без этого она не имеет реальной ценности. Более того — представляет реальную опасность как для народа, так и для тех, кто эту власть осуществляет.

Сейчас это можно наблюдать в весьма живописных красках и в Украине в целом, и в городе в частности.

Сегодня не особо заметны акцентированные попытки властных структур выстроить партнерские отношения с населением. Вряд ли можно считать достаточным рассылку писем потенциальным получателям субсидий, которых только в Севастополе насчитали 77 тысяч. Сейчас реально субсидии получают в Севастополе около 1 тыс. семей. И кто бы как ни старался, а все равно большая часть семей эти субсидии (в соответствии с действующей методикой расчета) получить не сможет. А это огромный минус для власти.

Или еще один вопрос: проект Налогового кодекса, который был представлен разработчиками как панацея для малого и среднего бизнеса и спасения экономики Украины, вызвал шквал критики со стороны предпринимателей и авторитетных экономистов. Даже сам президент Украины Виктор Янукович считает этот документ "сырым".

По сути, все это и предполагает проведение тех системных экономических реформ, которых ждет общество от новой власти.

Если помните, был такой старый перестроечный фильм — "Зеркало для героя". Два наших современника (фильм вышел в 1987 г.) попадают в петлю времени, где повторяется один и тот же день — 8 мая 1949 года. Аборигены из шахтерского городка этого не замечают, а пришлые хоть что-то пытаются менять в незыблемом ходе одних и тех же событий, но у них ничего не выходит. В конечном итоге находятся деятельные единомышленники и среди местного населения. Сегодняшняя ситуация в городе и стране — точно такое же "зеркало для героев". Важно, чтобы они и нашлись, и захотели вырваться из временной петли, в которой пребывает наше общество. Выборы в органы местного самоуправления по смешанной системе 31 октября сего года такой шанс всем нам дают.

Хватит ли сил воспользоваться?

Л. ЖУНЬКО, председатель городской организации Народной партии.

* * *

О ЧЕМ ПОМНЯТ СЕВАСТОПОЛЬЦЫ:

— Соавтор и один из разработчиков закона "О статусе города-героя Севастополя".

— Разработана и внедрена городская программа поддержки одаренной молодежи "Стипендиаты города Севастополя".

— Восстановление Владимирского собора в Херсонесе.

— Установка первого томографа стоимостью 1 млн 200 тыс. долларов в 1-й городской больнице.

— В 2000 г. разработана новая стратегия развития Севастополя на основе развития портовой и рекреационной структур.

— В 2002 г. впервые была организована круглосуточная подача воды.

— Идея строительства газопровода через Севастопольскую бухту реализована в виде законченного проекта.

— Создана и стартовала программа газификации сел.

— Показан пример привлечения в город инвестиций.

— Впервые была разработана программа адресной помощи социально незащищенным слоям населения.

— Стабильные цены на продовольственные товары, обоснованные тарифы на коммунальные услуги.

— Утверждена высшая городская награда — знак "За заслуги перед городом".

— Учреждены праздники Труда и Героев Отечества.

— За поддержку предпринимательства удостоен международной награды "Золотой Меркурий".

— Инициатор проведения совместных парадов ВМСУ и ЧФ РФ.

Другие статьи этого номера