Что год учебный нам готовит?

Во дворце детского и юношеского творчества состоялась расширенная коллегия управления образования и науки "О задачах и перспективах развития системы дошкольного, общего, среднего профессионально-технического образования в 2010-2011 учебном году".
Как известно, в настоящее время система образования находится в процессе реформирования. В прошлом учебном году в данной сфере произошли значительные изменения: были скорректированы условия и сроки проведения внешнего независимого оценивания и государственной итоговой аттестации, введены новые правила поступления в вуз, внесены изменения в законы Украины по срокам обучения в общеобразовательных учебных заведениях (вернулись к одиннадцатилетке). Перемены ожидают учащихся и в этом году. О том, что нам готовит новый учебный год, рассказал начальник управления образования и науки СГГА С. КРУГЛОВ.

ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТУПНЫМ И КАЧЕСТВЕННЫМ

Именно на эту задачу делался основной упор в прозвучавшем на коллегии докладе. По словам Сергея Круглова, особое внимание следует уделять развитию дошкольного образования и повышению качества школьного образования, так как сейчас содержание образования не в полной мере отвечает общепринятым стандартам, что тормозит развитие детей, отрицательно сказывается на их здоровье и мотивации к учебе.

Об имеющихся пробелах в образовании свидетельствуют результаты ВНО-2010. В этом году во внешнем независимом оценивании приняли участие 3320 жителей нашего города — выпускники нынешнего года и прошлых лет. Все желающие писать тесты на родном языке (для большинства севастопольцев это русский язык) получили такую возможность. Но оценки, полученные севастопольскими выпускниками, по многим предметам были довольно низкими по сравнению со среднеукраинскими показателями. Так, по украинскому языку и литературе по количеству неудовлетворительных оценок севастопольцы показали результат в два раза хуже, чем киевляне. Также наши итоги были значительно ниже среднеукраинских показателей, хотя по количеству высоких баллов (180 и выше) севастопольские школьники написали тест по украинскому языку и литературе на 25% лучше, чем в среднем по Украине. В итоге же в рейтинге результатов по областям по данному предмету Севастополь условно занял лишь 21-е место. Результаты по другим предметам в рейтинге по областям выглядят следующим образом: английский язык — 2-е место, география — 4-е место, биология — 5-е место, математика — 8-е место (в 2009-м было 2-е место), история Украины — 10-е место, физика — 18-е место.

"Очевидно, что на низкий результат по математике оказал влияние тот факт, что сама система тестов, если работать на нее как на результат, не дает возможности повышать математические способности учащихся, — отметил Сергей Круглов. — В этом году также сказалось значительное отставание в программном материале из-за вынужденного двухмесячного карантина в ноябре-декабре 2009 года".

Также было отмечено, что на качество образования влияет и человеческий фактор. В прошлом году в севастопольских школах работали 32,4% педагогов пенсионного возраста, что в два раза выше среднеукраинского показателя. Среди учителей физики, математики, русского языка и литературы 46% — пенсионеры, среди преподавателей химии и иностранных языков — 30-35%, преподавателей трудового обучения — 40%, учителей по предмету "Защита Отечества" — 70% пенсионеров.

По словам начальника городского управления образования и науки, не может не сказаться на качестве преподавания предметов и отсутствие должного внутришкольного контроля со стороны руководителей учреждений образования. Педагогическая нагрузка большинства директоров школ и их заместителей достигает 0,5 ставки преподавателей. То есть 50% служебного времени руководитель занят преподаванием предмета, отчего страдает внутришкольный контроль (финансово-хозяйственная деятельность, учебно-методическая работа, организация учебного процесса, работа с ученическим и родительским активом и т.д.). В связи с этим управление образования и науки настоятельно рекомендует понизить руководителям учебных заведений объем дополнительной нагрузки и заняться своими прямыми обязанностями.

На коллегии также был поднят вопрос о взимании платы с родителей за дополнительные занятия с детьми. "Беспокойство и жалобы родителей вызывает увеличившаяся в последнее время тенденция платных консультаций в школах, — сказал Сергей Круглов. — Я уже не говорю о том, что оказание подобных платных услуг стало предметом внимательного анализа инспекции по контролю за деятельностью учреждений образования и контрольно-ревизионного отдела управления образования и науки. Родители высказывают предположения, что увеличение платных консультаций напрямую связано с качеством преподавания на уроках. Как показало тестирование, особого внимания требуют гуманитарные предметы школьного курса, особенно литература как искусство слова и способ формирования человека, его нравственной ориентации. Углубленное изучение русского языка и литературы в севастопольских школах организовано за счет дополнительных часов в профильных классах, а также за счет проведения факультативных занятий".

Что касается углубленного изучения иностранного языка (в Севастополе планируется изучать иностранный язык с первого класса), то было отмечено, что по состоянию на 1 сентября в городе функционируют пять специализированных школ с углубленным изучением иностранного языка с первого класса (прием в эти школы осуществляется на конкурсной основе). Еще 12 общеобразовательных школ будут участвовать в данном эксперименте уже в этом году, а остальные школы поэтапно будут включаться в эксперимент. С этой целью в Севастопольском государственном гуманитарном университете начнется подготовка специалистов по совмещенной специальности "учитель иностранного языка — учитель начальных классов".

В ДЕТСКИЙ САД — БЕЗ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ВЗНОСОВ!

Среди нерешенных проблем системы образования было названо неполное удовлетворение запросов населения на места в дошкольных учебных учреждениях. На 1 сентября 2010 года в Севастополе функционируют 87 детских садов, 74 из которых — коммунальной формы собственности, 13 — ведомственные. Детские сады посещают около 12,5 тысячи детей, но потребность в местах намного больше. Своей очереди ждут порядка 3800 детей, и планируемое открытие дополнительных 12 групп (в ДУУ N 7, 30, 35, 41, 49, 61, 88, 90, 103, 116, 126, 128) положение не спасет. На массовый возврат зданий детских садов (в 90-е годы были переданы в аренду 32 детских сада) тоже рассчитывать не приходится. По предварительным расчетам, чтобы обеспечить потребности севастопольцев, в ближайшие годы необходимо построить 12 новых детских садов.

Нехватка мест в детских садах породила новый вид вымогательства. По словам Сергея Круглова, развитию социальной напряженности в обществе и в целом негативному отношению к отрасли образования способствует практика некоторых руководителей учебных учреждений прибегать к родительской помощи. Конечно, без их помощи в условиях недофинансирования не обойтись, но вымогательства быть не должно, подчеркнул начальник городского управления образования и науки. "Особенно это распространено в детских дошкольных учреждениях: еженедельно десятки родителей обращаются в управление образования, к депутатам с жалобами на то, что заведующие детскими садами требуют за зачисление ребенка в ДУУ от полутора до шести тысяч гривен, — сказал Сергей Круглов. — И это несмотря на то, что у нас уже был серьезный разговор с руководителями дошкольных учреждений".

Чтобы противодействовать данному явлению, решено с этого учебного года автоматизировать систему учета нуждающихся в получении мест в детских садах. Направления будут выдаваться в управлении образования, заведующие детскими садами этим заниматься не будут.

Завершая свой доклад, Сергей Круглов отметил важную роль родительской общественности в учебно-воспитательном процессе. "Родители — это не только наши официальные партнеры и заказчики общеобразовательных услуг, — сказал он. — Они наши помощники и спонсоры, поэтому важно абсолютно прозрачно, законно и оправданно использовать ту благотворительность, которую мы получаем от них".

Проведение первой в этом учебном году общегородской родительской конференции запланировано на 25 сентября во Дворце детского и юношеского творчества (начало в 10 часов).

Другие статьи этого номера