Как попасть на соревнования и не нарушить закон?

"Общественная спортивная организация включена в реестр неприбыльных предприятий (код 006). Члены общественной организации выезжают на спортивные соревнования (в Россию, в Европу, по Украине), получают денежные средства на поездку. Каким образом должна быть оформлена выдача денежных средств? (Выдать средства на командировку нельзя, т.к., согласно инструкции о командировках, денежные средства выдаются только сотрудникам или учредителям. Члены общественной организации не являются работниками, т.е. не состоят с ней в трудовых отношениях. В уставе не прописаны учредители общественной организации — есть протокол собрания граждан, с целью создания общественной организации). Каков порядок направления членов организации на соревнования и оформления всех необходимых документов?

И. Акимова".

Согласно абз. "г" пп. 7.11.1 закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (далее — закон N 283), неприбыльные учреждения и организации — это юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли. Правовые основы их деятельности заложены в гл. 5 Хозяйственного кодекса Украины, а профильное законодательное регулирование — в специальных нормативных документах. Каждый из них имеет свою сферу действия, регулирует четко обозначенный круг вопросов в зависимости от группы и признака неприбыльности организации. Правовая основа правильного учета и отчетности в неприбыльных предприятиях основывается на общей и специальной законодательной базе. Неприбыльное предприятие (учреждение, организация) может заниматься любой неприбыльной деятельностью, обусловленной уставными документами. Деятельность по проведению соревнований и оказанию финансовой поддержки членов спортивной организации осуществляется строго в соответствии с положениями устава и сметой неприбыльной организации.

Статья 5 закона N 283 определяет порядок включения расходов предприятия в состав валовых расходов. В соответствии с законодательными нормами, изложенными в этой статье, в частности с подпунктом 5.4.8, в состав валовых расходов предприятия включаются расходы на командировку физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком или являющихся членами руководящих органов налогоплательщика, в пределах фактических расходов откомандированного лица на проезд (включая перевозку багажа) как к месту командировки и назад, так и по месту командировки. Сюда же включены оплата стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и утюжка одежды, обуви или белья), найма других жилых помещений, телефонных счетов, оформления заграничных паспортов и т. п. Кроме того, указанные расходы могут быть включены в состав валовых расходов налогоплательщика только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость таких расходов.

В соответствии с инструкцией о командировках, служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Статьей 121 КЗоТ установлено, что право на возмещение расходов и получение других компенсаций в связи со служебными командировками имеют работники, то есть лица, состоящие с предприятием в трудовых отношениях. Вместе с тем, согласно пп. 5.4.8 закона о прибыли, в валовые расходы могут включаться командировочные расходы физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком или являющихся членами руководящих органов налогоплательщика.

Следовательно, в оплачиваемую командировку может быть направлен только штатный работник организации, с которым заключен трудовой договор. При этом поездка в командировку работника, с которым заключен гражданско-правовой договор (например подряда или поручения), командировкой не считается. Если такому работнику возмещаются расходы по той или иной поездке, то сумма возмещения считается частью его вознаграждения по договору с применением норм закона Украины от 22.05.2003 N 889 "О налоге с доходов физических лиц" (далее — закон N 889).

Что же касается выдачи денежных средств, то порядок выдачи по использованию наличных денег, а также составлению отчетности по их использованию регулируется следующими законодательными актами: "Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине", утвержденным постановлением правления НБУ от 15.12.2004 N 637 (далее — постановление N 637) с изменениями и дополнениями, а также законом N 889, а финансовая ответственность за его нарушение — указом президента Украины от 12.06.95 N 436/95 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" и законом N 889.

В соответствии с постановлением N 637 выдача денежных средств из кассы осуществляется по расходным кассовым ордерам или надлежащим образом оформленным платежным (расчетно-платежным) ведомостям. Расходный ордер в обязательном порядке должен содержать подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия, кроме того, выдавая деньги из кассы, кассир в обязательном порядке требует паспорт или другой заменяющий его документ.

Пункт 2.11 постановления N 637 посвящен регулированию взаимоотношений с подотчетным лицом по поводу наличных денег, выданных из кассы предприятия, а п. 2.12 постановления N 637 — порядку учета используемых сумм, полученных наличностью с картсчета в банкомате по банковской платежной карте (БПК).

Так, выдача наличных денег под отчет разрешается на срок не более 2 рабочих дней со дня выдачи наличных денежных средств. Если физические лица получили наличность с карточного счета с применением корпоративной платежной карты, то указанные доверенные лица представляют в бухгалтерию отчет об использовании денежных средств вместе с подтверждающими документами в установленные сроки, а также чеки банкомата, копии расходного ордера, слип, квитанцию торгового терминала и т.д. вместе с неизрасходованным остатком наличности.

Таким образом, если положения устава вашей неприбыльной организации предусматривают оказание помощи членам спортивной организации, то такая выдача денежных средств может быть осуществлена с учетом вышеизложенных законодательных норм.

О. КУЧЕРЕНКО, главный госналоговый инспектор отдела массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в Севастополе.

Другие статьи этого номера