Железная связь

По условиям подписанного в марте 1856 года Парижского мирного договора, который подвел итоги Крымской войны, России было запрещено иметь на Черном море военный флот и крепости. Это ограничение, введенное на 15 лет, значительно сдерживало развитие Севастополя как военно-морской базы. С целью усиления связи Крыма с центральной частью России, где находились основные производственные мощности, Кабинет министров империи принял решение проложить в Севастополь железную дорогу.В 1871 году она дошла из Москвы до станции Лозовой, в 1873 году — до Симферополя. Одновременно с прокладкой железнодорожного полотна шли работы на севастопольском направлении. Под руководством военного инженера Михаила Анненкова их вел железнодорожный батальон, который пробил в скальных породах 6 тоннелей (Сухарный, Графский, Белый, Цыганский, Троицкий и Городской) общей протяженностью 1917 метров. Горный рельеф с перепадами высот до 150 метров сделал неизбежным строительство Инкерманского и Камышловского мостов.

135 лет назад, 15 сентября 1875 года, в Севастополь прибыл первый товарный поезд, который был торжественно встречен депутатами городской думы, предпринимателями и военными моряками. Все они возлагали большие надежды на возрождение Севастополя и порта. В этом же месяце курсирование между Москвой и Севастополем пассажирских и грузовых составов стало регулярным. Это способствовало интенсивной застройке не только Артиллерийской и Карантинной слободок, но и Корабельной стороны, Монастырской улицы (ныне Гоголя), Рудольфовой горы.

Городская управа заключила договор с купцом С. Лукомским, который подрядился замостить центральные улицы гранитом. Статистические данные свидетельствуют о том, что после открытия железной дороги стало быстро увеличиваться население города. Через несколько лет в Севастополь была перенесена главная база Черноморского флота, которая после Крымской войны находилась в Николаеве, с присвоением статуса крепости третьего класса, а Севастополь был выведен из состава Таврической губернии в самостоятельное Севастопольское градоначальство, хотя его земли еще некоторое время принадлежали Ялтинскому и Симферопольскому уездам. С 1883 года ремонтные мастерские Адмиралтейства стали строить военные суда.

И сейчас Приднепровская железная дорога с конечным пунктом в Севастополе является железной составляющей транспортной инфраструктуры, связывающей город с центральной Европой, обеспечивающей работу производственных предприятий металлургической отрасли Украины, приток в город туристов. Сейчас в город ежедневно прибывает восемь поездов дальнего следования и ведутся работы на железнодорожных путях с целью повышения скорости движения поездов и электричек между Севастополем и Симферополем.

Кстати сказать, первая конно-железная грузовая дорога в Севастополе была построена в 1843 году под руководством мичмана А. Волохова, а первую железную дорогу в Крыму проложила в 1855 году английская компания с целью доставки боеприпасов на передовую англо-французских войск для осады города. Об этом будет рассказано в одном из ближайших номеров газеты.

Другие статьи этого номера