Йододефицит и нарушение осанки — основные проблемы севастопольских школьников

Чтобы успешно учиться, ребятам необходимы не только учебники, но и насыщенное йодом питание и лечебная гимнастика.

ДИЕТА + УПРАЖНЕНИЯ = …

Вывод о том, что севастопольские школьники в большинстве своем имеют проблемы со щитовидной железой и осанкой, сделали врачи недавно побывавшей в нашем городе передвижной клиники международного благотворительного фонда "Дар жизни", бесплатно обследовавшие ребят на современном диагностическом оборудовании.

— Если говорить о проблемах со щитовидной железой, то насторожить родителей должны такие признаки заболевания, как сонливость (ребенок приходит из школы вялым, ему хочется поспать), усталость, пониженное давление, плохое самочувствие и настроение, — сказала в интервью нашей газете главный врач медицинской клиники на колесах Лариса Черная. — Ребенок с трудом выполняет домашнее задание, плохо запоминает пройденный материал. Как правило, эти симптомы сигнализируют о недостатке йода в организме. Ну а чтобы исправить нарушения осанки, надо заставлять детей делать зарядку, прививать им любовь к физкультуре. Необходимо, чтобы они осознали, что делают это не для учителя или родителей, а прежде всего для себя.

Надеемся, приведенные ниже рекомендации специалистов помогут справиться с вышеназванными проблемами.

ЙОДИРОВАННАЯ СОЛЬ — ПРОТИВ ЙОДОДЕФИЦИТА

Сотрудники Детского фонда ООН (Юнисеф) изучают проблемы здоровья детей не один год. По их мнению, даже самые лучшие учителя не помогут ребенку успешно освоить материал, если из-за нехватки йода мозг школьника физиологически не будет способен воспринимать, анализировать и запоминать информацию. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях постоянного недостатка йода ребенок теряет 10-15 пунктов IQ. Такого вреда интеллекту не могут нанести даже годы пропущенных школьных занятий!

В Украине йододефицит испытывают примерно 70% населения страны. А в регионах с явно выраженной необеспеченностью йодом (согласно исследованиям 2007-2009 гг.) уже зафиксирован не только рост числа детей с низкими и очень низкими умственными способностями, но и отсутствие детей с интеллектом выше среднего уровня.

Эти дети быстро утомляются и истощаются, часто болеют, им трудно сосредоточить внимание, анализировать и запоминать информацию, получать новые знания и навыки. Все это замедляет или останавливает развитие мышления и ограничивает возможности и перспективы ребенка, фактически снижая его будущий уровень жизни, так как для высокооплачиваемой работы нужна полученная во время обучения высокая квалификация.

Впрочем, есть и хорошие новости. Всех этих проблем можно избежать, если в ежедневный рацион ввести йодированную соль. Этот способ профилактики йододефицита признан мировой медициной оптимальным.

Наилучшей иллюстрацией эффективности йодированной соли является Швейцария. Еще сто лет назад умственная отсталость как следствие недостатка йода была нормой для швейцарцев: в отдельных районах умственно отсталыми были 90% населения! Развиваться стране позволила ликвидация йододефицита путем массового использования обогащенной йодом соли. Сегодняшняя Швейцария занимает десятое место по среднему уровню IQ населения в мире и принадлежит к наиболее развитым странам.

Вывод очевиден: регулярное употребление йодированной соли способно обеспечить ребенку возможности для нормального развития и восстановить утраченный в результате йододефицита интеллектуальный потенциал.

КАК ВЫПРЯМИТЬ "ГНУТУЮ СПИНУ"?

Посмотрите, как сидит за столом ваш ребенок: округленная спина, наклоненная к столу и опущенная голова, а если прикрикнете — спина выпрямляется. Если это действительно так, то у ребенка обычное нарушение осанки. Пока не сколиоз, но вскоре болезнь может развиться. Кандидат медицинских наук, детский ортопед Михаил Процайло рекомендует добиваться правильной осанки следующим образом.

Виды нарушений осанки:

Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого и предопределяет хорошее физическое развитие ребенка, его успешность в школе. Если же у ребенка развился сильный изгиб грудного отдела позвоночника назад (формируется так называемая "круглая спина"), то в данном случае происходит резкое уменьшение вентиляции легких, дыхание становится поверхностным, ухудшается процесс снабжения кислородом тканей организма. При этом в первую очередь страдает головной мозг: появляется головная боль, со временем возникают потеря аппетита, общая слабость, малокровие. Одной из причин появления "круглой спины" является продолжительное сидение в школе в согнутом положении за неприспособленной (низкой) партой или столом.

Еще одна из форм нарушения осанки — так называемая "плоская спина". Она характеризуется уменьшением физиологических изгибов позвоночника. При "плоской спине" физиологические изгибы, в особенности в поясничной части позвоночника, стертые, поэтому рессорная (упругая) функция позвоночного столба при прыжках снижена. Это отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга. У ребенка, особенно после занятий физкультурой или просто после подвижных игр, появляется боль в спине или головная боль. Основной причиной сплющивания позвоночного столба при "плоской спине" является общая мышечная слабость, а также наследственность (т.е. наличие "плоской спины" у родственников).

(Окончание следует).

Другие статьи этого номера