Родителей — к председателю!

Выпускники Севастополя не справляются с тестовыми заданиями по государственному языку.
Об этом стало известно 25 сентября в ходе городского общешкольного родительского собрания. С тем, чтобы пообщаться на тему проблем севастопольской школы, в субботний день собрались вместе председатели родительских комитетов школ, руководство города и сферы образования, депутаты, представители благочиния Севастопольского округа и силовых структур. С общим докладом перед собравшимися выступил начальник управления образования и науки СГГА Сергей Круглов. Педагог не стал бравировать цифрами, сколько кровель и систем центрального отопления отремонтировано в школах к новому учебному году. Больше говорил о проблемах, которые "предстоит решить вместе", и благодарил родителей, которые сдают на благоустройство школ 100-200 тысяч гривен в год.

По словам начальника управления, "отрасль образования в последние годы претерпевает значительные изменения, основной целью которых является предоставление качественного образования нашим детям". Особенно разнообразным на события стал прошлый учебный год: изменены условия проведения внешнего независимого оценивания, государственной итоговой аттестации, приняты новые правила поступления в вузы — стал учитываться средний балл аттестатов; остро встал вопрос о дистанционном обучении из-за постоянных карантинов; обсуждались вопросы внедрения 12-летнего образования.

"Эти вопросы нас беспокоили, отвлекали от текущих моментов, но, слава Богу, президент прислушался к мнению педагогической и родительской общественности о нецелесообразности и несвоевременности внедрения 12-летнего образования и 6 июля подписал закон Украины "О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего, среднего, дошкольного образования" в части организации учебно-воспитательного процесса. В соответствии с законом сроки обучения в школе изменились с 12 на 11 лет", — сказал Сергей Круглов. Также благодаря позиции обновленного Министерства образования и науки Украины все севастопольцы, желающие участвовать во внешнем независимом оценивании, получили возможность писать тесты на русском языке, то есть языке обучения.

После принятия президентом Украины решения об 11-летнем образовании большинство украинских родителей, уже печально готовящихся отдать со школьной скамьи мальчиков — в армию, девочек — замуж, вздохнули с облегчением. Политическая оппозиция, напротив, подвергла Виктора Януковича резкой критике за шаг назад от европейских стандартов обучения. Но, как оказалось, родительской общественности хотелось бы отодвинуться от просвещенной Европы еще, как минимум, на год. Так, только 40% севастопольских родителей учащихся первых классов считают, что их дети были физически и психологически готовы к обучению с шести лет, а 60% считают — не готовы или готовы частично. По мнению 80% респондентов целесообразно начинать обучение в школе с семи лет. Не лучше обстоят дела и у старшеклассников, половина родителей учащихся 9-х классов считает, что учебная нагрузка в школе является чрезмерной.

Педагоги настроены более оптимистично. 70% руководителей учебных заведений, принимавших участие в опросе управления образования и науки, считают, что современная образовательная система Украины обеспечивает средний уровень общего среднего образования. Наиболее актуальными проблемами называют: нравственный кризис в обществе (60%), социальное и имущественное расслоение в обществе (60%), непонимание родителями детей необходимости получения качественного среднего образования (50%). На общегородском родительском собрании вслух был назван еще целый ряд проблем школьного образования в Севастополе. К нерешенным вопросам можно отнести то, что для все большего количества детей качественное образование становится все менее доступным, особенно это касается сельских школ, уверен Сергей Круглов. Там — малая наполняемость (в отдельных классах насчитывается три, а то и два ученика), нехватка учителей по таким важным дисциплинам, как биология, география, и другим, отсутствие спортивных залов, мастерских, туалетов, устаревшая компьютерная техника (школы Севастополя на сто процентов обеспечены компьютерами, но они стремительно устаревают).

Все это делает выпускников сельской школы неконкурентноспособными в современном обществе. Они значительно хуже севастопольских сверстников сдают внешнее независимое оценивание. Так, в 2009 году половина выпускников сельских школ не справилась с заданиями внешнего независимого оценивания по трем основным предметам — украинский язык и литература, математика, история Украины.

С гуманитарными предметами не все оказалось гладко и у выпускников школ городской черты. Последние несколько лет чиновники от образования рассказывали севастопольцам, что у школьников города все в порядке со знанием государственного языка. Сергей Круглов впервые привел статистику: в 2010 году по итогам тестирования наши выпускники заняли 21-е место среди регионов страны по знанию украинского языка и литературы и 18-е — по истории Украины.

Присутствующий на собрании глава Севастопольской городской госадминистрации Валерий Саратов так прокомментировал данную ситуацию: "Мы сделали все, чтобы отстоять позиции по русскому языку, теперь будем отстаивать позиции по украинскому. Потому что знание украинского языка нашими детьми — это степень свободы их жизни в нашей стране. Я инициировал вопросы английского языка, потому что английский язык — это степень свободы севастопольских детей на планете Земля. Наш ребенок в наших школах должен получить полное знание языков".

Инициативу председателя СГГА по изучению иностранных языков с раннего возраста в школах Севастополя местное управление образования отстояло в профильном министерстве. Изучение иностранного языка с 1-го класса в общеобразовательных школах города выравнивает возможности учеников, считает Сергей Круглов. Теперь наряду с пятью специализированными школами города, где преподавание языков начинается с первого класса, в Севастополе появилось еще 12 таких учреждений. Управлением образования утвержден в Минобразовании и науки экспериментальный учебный план, позволяющий ввести с первого класса два часа иностранного языка в общеобразовательных школах города. Чтобы распространить эксперимент на все школы, в Севастопольском гуманитарном университете изучаются возможности по подготовке учителей совмещенных специальностей: учитель начальных классов — преподаватель иностранного языка.

По мнению Валерия Саратова, на гуманитарный университет можно будет возложить функции подготовки и других специалистов, которых не хватает в школах города.

"Вопрос ведь не только в устаревающих компьютерах, — сказал глава СГГА. — А хватает ли нам учителей информатики в школах? Я получил ответ — не хватает. Нужно четко понять, как мы будем эту задачу решать. В начале девяностых, когда я был заместителем председателя горисполкома по вопросам гуманитарной сферы, мы столкнулись с вопросом украинского языка. Начали вводить украинский язык, а у нас учитель украинского языка был только в 46-й школе и, по большому счету, государство не могло нам помочь. В итоге приняли решение — содержать на бюджете города гуманитарный университет и самим готовить учителей украинского языка. Нужно так же серьезно подумать теперь над созданием тех кафедр, которые востребованы. Наверное, следует открывать кафедру по подготовке учителей информатики. Нужны школам специалисты-физики. Как будем решать этот вопрос? Если нет возможности подготовки их в городе, давайте формировать коммунальный заказ и за бюджетные деньги готовить этих учителей в университете Вернадского в Симферополе".

Эти и другие пути решения школьных проблем глава исполнительной ветви власти предложил заложить в программу о школах Севастополя к 2015 году. В ее разделы, кроме учебной части (в идеале в Севастополе хотят создать школу полной занятости, где ученики пребывают до 17 часов), должны войти поэтапное восстановление школьных дворов, ограждений (чтобы полностью привести в порядок одну школу, требуется порядка 4-5 миллионов гривен), озеленение школ, спортивная подготовка учащихся. "Эту работу мы делаем осознанно, потому что самое дорогое, что у нас есть, — это дети, — заявил Валерий Саратов. — Все поставленные родителями вопросы разрешимы. И мы с администрацией будем их решать. Все будем делать поступательно, потому что образование — такая тонкая вещь, которая абсолютно не терпит резких движений".

Ирина КАРАТАЕВА.

Кстати

Как рассказала на собрании председатель постоянной комиссии городского совета по социальным и гуманитарным вопросам депутат Татьяна Сорокина, в течение последних двух месяцев горсоветом были приняты две программы из сферы образования. Это программа правовой и социальной защиты детей города и программа улучшения материальной базы в системе образования до 2012 года. Ранее, по словам Т. Сорокиной, согласно принятой программе были освещены территории школ. Программы по реставрации фасадов и ограждению школ принять не удалось из-за недостаточного финансирования.

Другие статьи этого номера