13-й — счастливый

Об этом в один голос утверждали все, кто принимал участие в XIII Севастопольском пленэре, да и просто гости, пришедшие на его закрытие в гостиницу "Украина". К слову, число чёртовой дюжины оказалось не просто удачным для живописцев, работавших с "пейзажной натуры" нынешней осенью, суеверно-роковой номер стал знаком изобилия и настоящим "прорывом" — так охарактеризовал работу команды пленэра образца 2010 года профессор Андрей Чебыкин, президент Академии искусств Украины, ректор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, а в севастопольском масштабе — идейный лидер и вдохновитель всех художественных "рейдов".Изобилие полотен — более 130 картин — и это только на выставке в холле и на открытой площадке перед зданием гостиницы "Украина"! Изобилие красок и тем. Изобилие открытий — по общему признанию, отлично зарекомендовали себя молодые художники, а гости из Китая показали класс в традиционном письме тушью по рисовой бумаге. И наконец, как следствие, — изобилие сановитых гостей на итоговой выставке.

Нынешний пленэр и правда побил все рекорды по посещаемости представителей власти: на открытии его появился сам мэр Валерий Саратов, закрытие тоже было отмечено богатой палитрой имён — любой живописец позавидует: к заместителям председателя СГГА Ирине Цокур и Игорю Локтионову присоединился даже Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Венгрии Дмитрий Ткач, признавшийся, что собирается оставить дипломатическую ниву ради… увлечения керамикой.

— Чем же вызвано такое внимание чиновников к столь, на первый взгляд, обычному делу, как пленэр? — спросил журналист "Славы Севастополя" живописца Игоря Шипилина, председателя Лиги акварелистов Крыма и одного из активнейших организаторов севастопольских арт-встреч.

— Власть вообще не забывала нас, за что ей огромное спасибо! Шутка ли: попробуй вывези на природу группу в 20 художников без автобуса! А вот горгосадминистрация и управление культуры и туризма из года в год оплачивают нам это удовольствие, — поясняет Игорь Николаевич. — Вообще, на мой взгляд, пленэр-2010 стал одним из лучших за все 13 лет. Сильная подборка работ — причём многие из них посвящены не только "проверенным" красотам Херсонеса и Балаклавы, но и центру Севастополя. "Свежая кровь" — два студента из Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры и севастопольская художница Елена Вильчукова — были на высоте, ни в чём не уступали "ядру" коллектива. Да и приглашённые гости из Поднебесной не подстроились под общую конъюнктуру и сумели за эти три недели… "остаться китайцами", даже выучив русский язык! Не менее важно, что художникам было комфортно работать — директор гостиницы "Украина" Светлана Антоненко выделила отдельные комнаты для складирования работ и общения. Даже персонал вёл себя с живописцами "трепетно и нежно"! (смеётся).

— Неужто всё так и прошло — как по маслу?

— Случился только один казус, когда мы решили повести наших китайских друзей в китайский же ресторан. После того как шеф-повар ресторана отказался общаться с ними на родном языке и не понял, что за блюда они хотят отведать, а чай мы ждали полтора часа, наши зарубежные коллеги категорично заявили: это ненастоящий китайский ресторан. В настоящем ваш заказ приносят через две минуты, а обслуживают вас сразу пять официантов!

А вот что рассказала молодая художница Елена Вильчукова, дебютант нынешнего пленэра:

— Не многие знают, что на Севастопольский пленэр так просто не попасть. Организаторы рассматривают кандидатуры за год до начала: сможет ли тот или иной художник работать в команде, подходит ли его уровень, сделает он группу сильнее или ослабит её? Поэтому мне было очень приятно и лестно попасть в команду. Сначала я думала, что самое главное здесь — итоговая выставка.

Но вот проходит одна неделя работы, другая, мы проводим вместе целый день: пишем, разговариваем, обмениваемся мнениями… И вот чем больше я узнавала всех наших заслуженных деятелей, председателей и "недосягаемых" мэтров, тем больше они мне казались обычными людьми — открытыми, добрыми и очень интересными, каждый по-своему.

И тогда я поняла, что самое главное в Севастопольском пленэре — не выставка, а общение нашего, молодого поколения с художниками, добившимися известности и мастерства в своём деле. И ещё — здоровая конкуренция. Расслабленным времяпрепровождением тут и не пахнет! График очень напряжённый, с утра и до вечера! Но зато потом слушать тёплые слова благодарности в свой адрес вдвойне приятней!

Как и для молодых художников, для горожан Севастопольский пленэр становится "окном" в мир первоклассной живописи. По законам арифметики, в следующем году нас ждёт пленэр под номером 14. А по законам жанра — новый взгляд на город, который благодаря художникам мы можем любить не только сердцем, но и глазами.

Другие статьи этого номера