Наследие Адамсона

В Крыму прошли Дни эстонской культуры. Как правило, к этому событию Севастопольское эстонское общество готовит "изюминку". На сей раз ею стало открытие аннотационной доски, посвященной творческим работам скульптора и академика Амандуса Адамсона (автора памятника Затопленным кораблям, являющегося одной из визитных карточек Севастополя) в старинном Мисхорском парке. Это известные скульптурные композиции "Русалка" и "Девушка Арзы и разбойник Али-Баба".

Безусловно, в отдельных энциклопедических изданиях сообщалось, что автором названных скульптур был А. Адамсон. Но широкой публике это было неизвестно. Поэтому информационная работа, связанная с популяризацией эстонской культуры, и была проведена Севастопольским эстонским обществом под руководством Эриха Каллинга. Для начала Эрих Рихардович изучил литературу — открытую и архивную. Выяснил, что именно в Мисхоре, в парке, который принадлежал когда-то представителю дворянства Юсуповых — Феликсу Юсупову, и были поставлены парковые скульптуры Адамсона.

Они созвучны истории Крыма, отражают легенды крымскотатарского народа. Видимо, Юсупов, имеющий крымскотатарские корни, и предложил Адамсону поработать над скульптурами, чтобы украсить ими парк. Легенда очень поэтична. Красавица Арзы (в переводе с татарского — мечта) родилась в этом селении, здесь прошло ее детство. Девушка полюбила молодого веселого парня, проживающего по соседству. В день своей свадьбы она пошла к своему любимому источнику, чтобы набрать кувшин воды. И не подозревала, что за ней следили глаза разбойников-контрабандистов, главу которых народная молва звала Али-Баба. Разбойники похитили девушку и вывезли в Турцию. Там продали в гарем. Арзы родила ребенка. Но тоска по родине не давала ей покоя. Однажды Арзы бросилась в море с высоких башен крепости в Стамбуле и, превратившись в Русалку, приплыла к родным берегам. Эта поэтическая легенда была очень популярна среди жителей Крыма и российской аристократии, которая увлекалась крымскотатарским фольклором. В парковой скульптурной группе Адамсона эта чудесная легенда и нашла свое отражение.

Но многие крымчане и гости полуострова об этом не знали. А после депортации крымскотатарского народа из Крыма все вообще было предано забвению. Легенды практически не переиздавались, а если и выходили в свет, то в искаженном виде, как безликие крымские легенды.

У скульптуры Адамсона история столь же драматична. Принято считать, что "Русалочка" появилась здесь в 1903 году. Буквально через год шторм разметал скульптуру, ничего от нее не оставив. Поставили другую, но и она погибла. Третья оказалась более долговечной. Она пережила все классовые "перегибы" и Великую Отечественную войну. Но после войны шторм смыл и ее. Любопытно, что в местном музее прикладного искусства можно увидеть "Русалочку", которая была поднята водолазами со дна моря, с множеством пулевых пробоин — она хранила следы нашей зловещей истории. В 70-е годы поставили новую скульптуру "Русалка" (девушка с рыбьим хвостом держит младенца), которая и существует до сих пор.

А рядом на берегу, на набережной, — скульптурная композиция "Девушка Арзы и разбойник Али-Баба". Выполнена она колоритно, в традиционной для Адамсона манере, гармонично вписываясь в окружающие пейзажи, скалы.

Присутствовавший на открытии аннотационной доски представитель правительства Эстонии, заведующий департаментом Министерства культуры Эстонии, напомнил в своем выступлении, что сам Адамсон — из рыбацкой семьи, родом из селения на одном из скалистых островов в Финском заливе. В своих творческих работах он как бы воплотил детские воспоминания о море, рыбацких деревушках.

Все это запечатлено в аннотационной доске, в чем большая заслуга председателя Севастопольского эстонского общества Эриха Каллинга.

В открытии аннотационной доски приняли участие представители землячества эстонцев в Украине, эстонского общества в Крыму, а также делегация из Эстонии в составе представителей Министерства культуры.

В ходе презентации выступавшие говорили об Адамсоне, вспоминали его произведения. Например, в Таллинне есть его знаменитый памятник экипажу броненосца "Русалка", который погиб в Финском заливе во время сильного шторма в 1893 году. Это огромная скульптура с ангелом и надписью: "Россияне не забывают своих героев-мучеников". Это своеобразный символ Таллинна.

По словам представителя эстонского общества в Крыму, "даже не все эстонцы знают, что такой замечательный художник творил в Крыму и его скульптуры есть на побережье. Установка аннотационной доски с именем автора скульптур необходима с целью популяризации искусства и в память о художнике".

— Севастопольское эстонское общество, созданное в 2001 году, по справедливости считается самым активным и результативным в Крыму, Украине и одним из лучших среди национально-культурных обществ Севастополя, — отметил председатель АНКОС Валерий Милодан.

Татьяна САННИКОВА.

КСТАТИ:

В 2008 году по представлению Посольства Эстонии в Украине Э. Каллинг за многолетнюю творческую работу был награжден высшей наградой Республики Эстония — орденом Белой звезды V степени. В нынешнем году он удостоен диплома лауреата престижного городского форума "Общественное признание". В настоящее время в связи с предстоящим в 2011 году 150-летием переселения эстонцев в Крым Эрих Каллинг ведет подготовительную работу по сооружению в селе Кончи-Шава (ныне — Краснодарка) памятника первым эстонским переселенцам.

Другие статьи этого номера