Украина вернулась к главенствованию президентской вертикали власти, став страной с президентско-парламентской формой правления.
Завтра в полночь в Севастополе завершается выдвижение кандидатов в депутаты местных советов и на должности сельского, поселкового и городского голов. Об этом сообщила Севастопольская территориальная избирательная комиссия. Но пока подготовка к местным выборам продолжается, лозунг одной из политических сил — "Строим новую страну!" — был воплощен в жизнь. Ну не совсем, конечно, новую, а в полном соответствии с народной мудростью, что "новое — это хорошо забытое старое". В конце прошедшей недели Украина вновь стала президентско-парламентской республикой.
Украина с пятницы должна жить по Конституции образца 1996 года. Таким было решение Конституционного суда, который отменил закон о политреформе, принятый в декабре 2004-го, в разгар политического кризиса в стране. Теперь Украина вновь переходит в президентско-парламентскую вертикаль, полномочия главы государства существенно расширяются. Парламент лишается таких понятий, как "коалиция", "императивный мандат", и одного года каденции, правда, со следующих выборов. В срочной корректировке нуждаются несколько десятков законов, не говоря уже о нормах существования для Кабмина, Верховной Рады, центральных органов исполнительной власти. Такими были сообщения центральных СМИ в итоговых новостийных программах.
Как рассказывали "Подробности-ТВ", попытки изменить Основной Закон после его торжественного принятия в 96-м предпринимались не один раз. Уже в двухтысячном Леонид Кучма предлагал перейти к парламентско-президентской модели государства. Но тогда его не поддержали политики. В 2004-м Конституцию все-таки изменили, но сделали это в спешке, стремясь поскорее урегулировать острый политический кризис. Спустя 6 лет именно погрешности в процедуре и привели к очередному пересмотру главного закона страны.
Изменения в Конституцию вступили в силу с 2006 года. Срок полномочий Верховной Рады увеличился с 4 до 5 лет, и появилось понятие "коалиция депутатских фракций".
Именно она выдвигала кандидатуру премьер-министра, а президент должен был внести ее на голосование парламента. Без согласия большинства в Раде президент не мог назначать и увольнять генпрокурора, главу СБУ, руководителей Фонда госимущества и Антимонопольного комитета. Фамилии министров предлагал премьер, а утверждала все та же Рада. Глава правительства предлагал и кандидатуры губернаторов, а утверждал их — президент.
В то же время глава государства имел право распустить Верховную Раду, если она не успевала за месяц сформировать коалицию.
Насколько неэффективной в отечественных реалиях оказалась новая модель распределения властных полномочий, украинцы увидели очень скоро. Противостояние в парламенте, постоянные конфликты президента и премьера, выяснение — кто в стране главный, и в итоге — провал большинства обещанных реформ.
Вернуть ситуацию в управляемое русло взялся новый президент. Его команда в парламенте обратилась в Конституционный суд с просьбой дать оценку изменениям 2004 года.
Два с половиной месяца изучения материалов, неделя закрытых дебатов в суде — и вот вердикт. С 1 октября страна вновь живет по Основному Закону 96-го года. Каденция депутатов Верховной Рады и местных советов снова сократилась до четырех лет. Коалиция больше не нужна.
Президент вернул себе право предлагать кандидатуру премьер-министра на рассмотрение Верховной Рады, назначать и увольнять министров по представлению главы правительства. Отправлять премьера и весь Кабмин в отставку президент вновь может и без согласия парламента. Точно так же глава государства назначает и увольняет ген-прокурора, председателя СБУ, руководителей ФГИ и Антимонопольного комитета. Судьбу губернаторов президент решает с подачи Кабинета министров, сообщают "Подробности-ТВ".
Подготовила Ирина КАРАТАЕВА.
ВАЛЕРИЙ САРАТОВ: "ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОНСТИТУЦИИ, ПРИНЯТОЙ 28 ИЮНЯ 1996 ГОДА, — ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ. ОПЫТ ПОСЛЕДНИХ ПЯТИ ЛЕТ УБЕДИЛ, ЧТО БЕЗ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ НЕВОЗМОЖНО"
Отвечая на вопрос журналистов о своём отношении к признанию Конституционным судом неконституционным закон "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года N 2222-IV, Валерий Саратов сказал, что "возвращение к Конституции, принятой 28 июня 1996 года, оценивает положительно, так как опыт последних пяти лет убедил в том, что без вертикали власти проведение реформ невозможно".
"Кто-то должен взять на себя ответственность. Мы тонем в политических противоречиях, разговорах, последние пять лет мы ни на йоту не продвинулись в развитии государства. Это очень жаль. Наш президент способен провести реформы и взять на себя за это ответственность", — заключил Валерий Саратов.