Кинорежиссер Клим Шипенко: "Я молодой и успешный…"

Год назад в Севастополе прошли съемки остросюжетного полнометражного кинофильма "Кто я?" российского режиссера Клима Шипенко. В сюжет кинокартины легли реальные события, о которых в 2004 году рассказывала наша газета в публикации журналиста Оксаны Непомнящих. Клим Шипенко, тогда еще студент Калифорнийского университета в Нортридже, прочитав за океаном интернет-версию газеты "Слава Севастополя", заинтересовался судьбой парня, таинственным образом, потерявшего память. В воображении сценариста и режиссера родился детективный сюжет, ставший основой будущего кинофильма. В творческой биографии Клима Шипенко Севастополю отводится особое место. Режиссер считает наш город не только одним из самых кинематографичных в мире, но и отчасти… родным. Кинофильм "Кто я?" снимался на севастопольской земле, в местах, хорошо известных гостям и жителям города. Ведущие роли сыграли талантливые и популярные артисты Александр Яценко, Анатолий Белый, Виктория Толстоганова, Сергей Газаров. Одну из главных ролей исполнила звезда эстрады Жанна Фриске. Этим летом Клим вновь посетил Севастополь. Для удобства в общении разговор шел на "ты".

"НЕСКОЛЬКО ЛЕТ Я УЧИЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ 39-Й ШКОЛЕ"

В детстве Клим Шипенко на время летних каникул часто приезжал в Севастополь к дедушке с бабушкой. Сегодня Павел Александрович и Зинаида Витальевна Шипенко живут в доме на одной из центральных городских улиц. Они перешагнули 80-летний рубеж, но по-прежнему, как говорит их известный внук, бодры духом.

— Каждое лето я приезжал в Севастополь на три месяца, — вспоминает Клим. — Это в семье даже не обсуждалось. У нас была большая дружная дворовая компания. Ребята приезжали на лето к родственникам с самых разных городов: из Питера, Мурманска, Москвы… Был период, когда я даже несколько лет учился в севастопольской 39-й школе.

Центр города, Комсомольский парк — для меня родные места. Мне было лет 7-8, когда здесь появился первый салон видеопроката. Вход стоил рубль. С пацанами мы старались найти любую возможность, чтобы по нескольку раз посмотреть "Рэмбо", "Американского ниндзю", "Робокопа". Это были фильмы так называемой первой постперестроечной волны. Думаю, уже тогда я смутно догадывался , что кинематограф для меня нечто большее, чем просто зрелище. Хотелось понять, как снимается кино, как этот процесс происходит. Однажды я рассказал друзьям о планах на будущее. Прошли годы, я слово сдержал. Во время съемок моего фильма "Непрощенные" со съемочной группой мы приехали в наш двор. Художники восстановили его, каким он был прежде. Эти кадры вошли в фильм.

— Известно, что твой отец, Алексей Шипенко, популярный сценарист, драматург, живет и работает за границей. А мама тоже человек творческой профессии? Влияние родителей сказывалось?

— Отец уехал за границу в 89-м году. Мы жили с мамой в Москве. Она работала на Центральном телевидении в "Останкино" директором многих популярных телепрограмм. Часто после школьных занятий я приходил к маме на работу и тоже принимал участие в съемках. "Угадай мелодию", "Час пик", "Лото-миллион" только начали выходить на экраны и были весьма популярны.

В "Останкино" я познакомился с интересными людьми, в частности с Владом Листьевым, человеком, который оказал большое влияние на мои дальнейшие взгляды. Это было незадолго до его гибели. Мама завела меня к нему в кабинет и попросила побыть там, пока не освободится. Листьев сказал: "Да, конечно". Мы разговорились. Как подросток, я тогда не понимал весь масштаб его личности. Трагическая смерть Влада потрясла. Я много размышлял о том, как много он успел сделать… И сколько мог бы еще сделать, если бы остался жив…

По поводу влияния родителей скажу, что никто на меня не давил. По внутреннему содержанию они сами очень независимые люди. Мама всегда поддерживала и старалась понять, что мне интересно. Когда я решил, что хочу быть актером, просто сказал ей: "Давай что-нибудь придумаем, чтобы я смог поехать учиться в Америку".

"МАКСИМАЛИСТ ПО НАТУРЕ, Я ВСЕГДА ХОЧУ ВИДЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ И ТРЕБУЮ ЭТОГО РЕЗУЛЬТАТА. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОТ СЕБЯ"

— Вот так сразу — в Америку?

— Я решил, что если где и учиться этой профессии, то лучше там, где производится не три фильма в год, а пятьсот. Отечественная киноиндустрия в то время была в состоянии глубокого нокаута.

На самом деле уехать учиться в Америку оказалось не так уж сложно. Выручила программа "Студенты по обмену". Я уехал в Лос-Анджелес, где окончил общеобразовательную школу. Затем были колледж и Калифорнийский университет в Нортридже.

В американской школе я играл в школьном театре. В университете начал изучать кино с разных сторон, не только с актерской. Когда пришло время определиться более конкретно, решил, что буду учиться на режиссера, но сделаю технический уклон и на оператора. Я хотел уметь контролировать съемочный процесс. Изучал операторское мастерство как технический навык. Я выучен на американских правилах существования актера в кадре, и мне нравится максимально использовать технические инструменты. Я снимаю мир таким, каким вижу.

Несколько лет учился в актерской студии известного режиссера, американца итальянского происхождения Сала Дано. Он многому меня научил. Сал Дано объяснил мне принцип существования актера на сцене и в кадре намного проще, чем, например, это делает "наш" Станиславский, несколько томов которого я добросовестно прочитал, но, признаюсь, далеко не все понял. Скучно! Я думаю, сущность гения как раз и заключается в умении простым языком объяснять сложные вещи.

— Хотелось остаться в Америке?

— Нет! Жить там мне было не очень комфортно. Я просто не видел себя там. Уже после 3-го курса мечтал: скорее б вернуться в Россию. Начал писать сценарии на русском языке. В какой-то момент было желание все бросить. Думал: зачем мне диплом? Ну и что, что в нем будет стоять подпись Шварценеггера (как губернатора штата. — Авт.). Но вытерпел до конца. Вернулся домой и не жалею.

— И все-таки, что дала Америка, кроме диплома?

— Во мне всегда была непрошибаемая уверенность в себе. Если, например, кто-то говорит "Нет!" — я буду искать другие варианты. Америка еще больше развила эту черту. Там настолько хорошо умеют мотивировать, что становишься как заведенный. Кажется, горы можешь свернуть. Да что там горы, можешь своими руками завалить Майка Тайсона! Хочется грызть, добиваться, не бояться трудностей. Я не считаю себя хватким, но пробивным. У кого-то в случае неудач возникают депрессии, сомнения. Появляются гнетущие мысли, что, наверное, я делаю что-то не так… Такое состояние души иногда ломает человека. Я же максималист по натуре. Всегда хочу видеть результат и требую этого результата. В первую очередь от себя.

"Я МОЛОДОЙ И УСПЕШНЫЙ. МНОГИХ ЭТО РАЗДРАЖАЕТ"

— Несколько лет назад ты снял "Непрощенные". Летом этого года на "Кинотавре" представил новую кинокартину "Кто я?", в которой задействованы популярные актеры. По отзывам кинокритиков, которые проходили в прессе, картина имела успех. Скоро мы сможем увидеть ее на экране. Как ты сам оцениваешь свою работу?

— Мне кажется, эту картину приняли намного лучше, чем предыдущую. Откровенно говоря, для меня это не главное. После показа картины я не стал даже ждать выводов жюри кинофестиваля и улетел. Мне было интересно почувствовать атмосферу в зале. На "Кинотавре" публика специфическая, сложная, ревнивая. Я же молодой, успешный, не так давно вернулся из Америки, где получил основное образование, все это многих раздражает. Мне интересно чужое мнение, но оно не становится для меня главным.

— Как возникла мысль написать сценарий именно детективного жанра?

— То, как ты написала статью в газете, каким образом изложила факты, для меня уже была Хичкоковская завязка. Перечитай, ты сама интригуешь. Ты не пишешь про тяжелую судьбу парня, оказавшегося непонятным образом в неизвестном ему месте, а оставляешь много недоговоренностей. Литературно статья изложена как детективная завязка. Сюжет моего фильма, естественно, переработанный и дополненный, родился, исходя из этого. А позже родилась мысль ввести в ход развития событий и журналистку Оксану, роль которой сыграла Виктория Толстоганова.

— На роли приглашены известные, уже полюбившиеся зрителям и мне по многим другим работам актеры, такие как Александр Яценко, Анатолий Белый, Виктория Толстоганова, Сергей Газаров. Наконец, самая большая неожиданность — Жанна Фриске. Как работалось с такой командой?

— Все актеры очень органично вписались в роли. Хотя съемки, по моему личному ощущению, дались нелегко. Идея пригласить на главную роль Жанну Фриске родилась у продюсера Тимура Ванштейна, с которым мы создали кинокомпанию.

— Жанна Фриске — непрофессиональная актриса. Мы знаем ее в первую очередь как звезду эстрады. А еще она — очень красивая женщина, за которой крепко приклеился титул самой обаятельной и сексуальной. Как складывались ваши отношения на съемочной площадке?

— Жанне было интересно поработать над серьезной ролью в кино. Здесь требовалась тонкая психологическая игра, где все держится на эмоциях. В картине нет никаких спецэффектов, ничего не взрывается, машины не летают. На мой взгляд, Жанна успешно справилась со своей задачей. Она вообще смелый человек, раз решилась на это. Жанна Фриске — авантюристка в хорошем смысле этого слова — это когда лихость, уверенность, талант и трудолюбие человека вытягивают его из неизведанных ранее ситуаций и делают победителем. Я сам отчасти авантюрист — как режиссер, как художник. Всегда готов рискнуть. Отношения с Жанной Фриске на съемочной площадке складывались нормально. К счастью, она не утратила естественности, доброжелательности к людям. С ней хотелось работать.

— Прокат кинофильма "Кто я?" стартует в ноябре. И нет сомнений, что это не последний твой фильм. Уже есть какие-то планы на будущее? Что будешь снимать?

— В киноиндустрии, как, пожалуй, в любом творческом процессе, нет готового рецепта: если будешь делать так-то и так-то — обеспечен успех. Столько всего должно срастись, совпасть в одно время… И деньги играют немаловажную роль. Кино — это дорогой вид искусства. Пока еще точно не знаю, что буду снимать. Возможно, начну экранизировать литературное произведение. Определенный опыт есть. Я снял одну короткометражку по Хемингуэю. В любом случае без дела не буду.

— Каким ты видишь себя в творчестве? Кто твой зритель?

— Давать зрителю то, что от меня ждут, не могу. И не стану потакать вкусам, пристрастиям какой-либо определенной аудитории. Например, статистика показывает, что кинотеатры чаще других посещают молодые люди в возрасте 16-24 лет. Так что, мне теперь надо сидеть и думать, как удовлетворить их желания? Я понимаю, что в любом деле есть определенные правила. Наверное, так и должно быть. Но я в первую очередь хочу сохранить себя как художника.

— Спасибо за беседу! Желаю удачи!

Другие статьи этого номера