Лайнер. Порт. Бизнес

Мы уже сообщали нашим читателям, что в Одессе прошла II Международная конференция BlackSeaCruise-2010. В центре внимания высоких представителей были состояние круизного бизнеса и пассажирских перевозок в Черноморском бассейне, перспективы их развития. Форум собрал более ста участников — экспертов ведущих мировых компаний и ассоциаций в сфере круизного бизнеса, представителей министерств по туризму и круизных портов причерноморских стран, директоров крупнейших турагентств Одесского региона и Украины. С докладом "Развитие морских пассажирских перевозок и круизов в Украине" на конференции выступил заместитель министра транспорта и связи Украины Олег Бондарь.
Впервые конференция BlackSeaCruise прошла два года назад. За это время многие черноморские порты учли замечания западноевропейских коллег, значительно повысив количество судозаходов иностранных лайнеров. На конференции BlackSeaCruise-2010 присутствовал начальник Севастопольского морского торгового порта Ю.М. КРАВЦОВ. Мы встретились с Юрием Михайловичем и попросили его рассказать, какие проблемы находились в центре обсуждения.- Европейцы не скрывают своего интереса к странам Черноморского бассейна. По словам иностранных экспертов, наш регион имеет ряд особенностей, которые создают благоприятные условия для развития круизного бизнеса. Во-первых, многие бухты не замерзают зимой — и это значительно продлевает туристический сезон, дает возможность проводить круизы с апреля по ноябрь. Во-вторых, расстояния между портами небольшие, поэтому есть возможность предусмотреть для туристических групп уникальные маршруты, включающие вечерние развлекательные программы, всевозможные шоу, экологический туризм. Нигде более нет таких возможностей: у нас можно и плыть по морю, и ехать по суше, наслаждаясь уникальной природой и историческими памятниками. Однако для полноценного сотрудничества одного только желания недостаточно. Многие наши порты нуждаются в кардинальной реконструкции как самой инфраструктуры предприятия, так и системы обслуживания иностранных лайнеров и их пассажиров. Вот почему необходимо менять подход к развитию портов согласно требованиям европейских коллег.

— Юрий Михайлович, а каково соотношение европейского и украинского круизного рынка? Кто, как и где путешествует?

— В Европе в этом году в круизах побывало порядка 10 млн человек. В Украине — всего 10 тысяч туристов, в России — 25 тысяч. Круизный рынок СНГ пока очень мал, хотя, в принципе, есть немало людей, которые готовы отправиться в морское путешествие, однако их надо заинтересовать, надо создать условия и разработать программу, соответствующую уникальным природным возможностям края. Самое главное, что подчеркивали наши коллеги: в Европе круизный бизнес — это очень большие вливания в бюджет. Государства и города делают все возможное, чтобы к ним приходили круизные суда. А у нас это рассматривается как красивое дополнение к городскому пейзажу. О финансовых возможностях говорят мало. Давайте обратимся к справке, подготовленной нашим экономическим отделом. На 2011 год уже запланировано 56 заходов иностранных круизных судов и 80 заходов теплоходов "река-море". Понятно, что фактически будет больше. От этих заходов мы получаем прибыль почти 3,6 миллиона гривен. Соответственно, будет исчисляться налог в бюджет города. Цифры, естественно, предварительные, поскольку пока неизвестно, какие услуги понадобятся лайнеру.

— Что конкретно имеет город от захода круизных лайнеров?

— Мы уже говорили о налогах от прибыли порта. Далее: туристы едут на экскурсии, гуляют по городу, обедают в ресторанах, покупают сувениры. Это немало, ведь средняя вместимость лайнера, который заходит в Севастополь — 500 пассажиров. Особое значение имеет популяризация нашего региона. В круизах путешествуют люди состоятельные, многие из них — потенциальные инвесторы, которые присматриваются к возможностям не только Южного берега Крыма, но и Севастополя. Понравится — приедут сюда снова. Порекомендуют другим. Недавно горсовет принял "Стратегию развития города до 2020 г.", где прописано, что Севастополь будет развиваться как город-порт. Есть ряд пунктов, предусматривающих развитие инфраструктуры порта с целью привлечения круизных судов. Мы надеемся, что в этом плане порт будет сотрудничать с госадминистрацией и горсоветом.

— Но это в будущем. А чем сегодня встречает иностранных туристов Севастополь?

— К сожалению, нет должной инфраструктуры для пассажиров. Они привыкли к хорошему сервису, когда есть все условия для ожидания: кафе, рестораны, лифты, специальные условия для людей с ограниченными физическими возможностями. Наш морвокзал до сих пор не реконструирован. В городе нет вывесок на английском языке, и это очень затрудняет путешествие, ведь сейчас все чаще туристы предпочитают индивидуальные маршруты, чтобы полнее ознакомиться с достопримечательностями города. Практически нет гидов, владеющих иными иностранными языками, кроме английского. Когда приезжают туристы из Франции, Турции, Испании, они испытывают неудобства. На конференции в Одессе было рекомендовано улучшить процедуру пограничного и таможенного оформления. В Европе это занимает 3 минуты на пассажира, у нас — 10-15. Свои предложения по этому поводу мы в ближайшее время представим в горгосадминистрацию и горсовет. Другое важное дополнение касается использования в туристических программах исторического и культурного наследия Севастополя. Европейцы не любят милитаризм, они устали от войны, от военных действий, Их привлекают исторические и духовные ценности, экологический туризм, пещеры, горы, лошади, аквапарки. Им нравятся всяческие шоу, начиная боулингом и заканчивая катанием на квадроциклах. Им нравятся дворцы. А памятники войны интересны людям старшего поколения. Вот почему туроператорам рекомендуется не сосредоточиваться на нашем военном прошлом, тщательно продумывать программу.

— Юрий Михайлович, недавно в порту одновременно стояли два красавца-теплохода. Зрелище прекрасное. Но казалось, что судам было тесно у причальных линий…

— В настоящее время порт имеет возможность принять одновременно два круизных лайнера. Длина причальной стенки морского вокзала позволяет ставить судно до 200 метров. Это соответствует уровню безопасности, но не соответствует уровню комфорта. Морвокзал строился в хрущевские времена, и сейчас он выглядит не лучшим образом. До мая 2011 г. запланирована его капитальная реконструкция на сумму 2 млн грн. Здание будет перестроено в современном стиле. Ведутся переговоры с архитекторами и дизайнерами. Перед ними стоит задача вынести фасадную стену на уровень существующих сейчас колонн. В целом площадь пассажирского терминала увеличится на 600 кв. м. Что касается стоянки, то у нас есть еще одна — рейдовая напротив Павловского мыса, на входе в бухту. Там стоят бочки, можно принимать круизные суда размером до 300 м. В принципе, это удобно. На каждом лайнере есть мобильные катера, которые доставляют туристов на Графскую пристань. Возможно, со следующего года нам удастся открыть еще одну якорную стоянку, тоже на рейде. Мы также ведем переговоры с командованием ЧФ РФ о возможности использования причалов, прилегающих к Минной стенке. Если такая договоренность будет достигнута, то станет возможным увеличить причал до 500 метров и принимать самые современные суда.

— Так же, как в Европе. Как в мире. И потому, вероятно, важно набираться опыта, общаться и обсуждать проблемы с гигантами морского туризма.

— Потенциальные возможности у нас большие. И надо всерьез думать о будущем. В Украине три порта, куда заходят круизные лайнеры: Одесса, Ялта, Севастополь. Одесситы борются за право быть базовым портом, когда туристы из разных стран прилетают в город самолетами и садятся на лайнеры. Это очень выгодно, поскольку задействованы большие транспортные потоки, которые приносят прибыль городу. У нас появится такая возможность, если приведут в порядок аэропорт "Бельбек". Это будет уже совсем другой уровень развития города. Мы с некоей завистью смотрели на Одесский порт: благоустроенные терминалы, роскошная гостиница, удобные подъезды. Все это в немалой степени характеризует отношение к порту как к бюджетообразующему предприятию, которое является морскими воротами, лицом города и приносит огромную прибыль.

Итогом конференции стало подписание двух договоров о намерениях: между Одесским портом и Латакией (Сирия), а также между Ялтинским портом и компанией Royal Caribbean International, которая будет вкладывать средства в развитие Ялтинского пассажирского терминала. Планируется, что в 2011 году эта компания заключит подобный договор с Севастопольским морским торговым портом. Такую возможность обсуждали на встрече в Одессе. Подписание этого документа станет важной вехой в развитии Севастопольского морского порта.

Другие статьи этого номера