Злой рок лайнера

Развитие кораблестроения не исключает морских катастроф с человеческими жертвами. По статистике "Ллойда", глубины Мирового океана ежегодно поглощают около 100 крупных судов и несколько тысяч малых и средних. На основе анализа морских катастроф выведен закон вероятности и прогнозирования происшествий на море, в соответствии с которым около 10 процентов аварий на флоте возникают под воздействием морской стихии, 15 процентов являются следствием несовершенства конструкции судна, а 75 процентов чрезвычайных происшествий происходит по вине экипажа.3 сентября в "Славе Севастополя" была опубликована размещенная в Интернете подборка "Тайна гибели теплохода "Адмирал Нахимов". Автор ее считает загадочными причины этой катастрофы в акватории Цемесской бухты в августе 1986 года, которая унесла жизни 432 пассажиров и членов экипажа лайнера. В редакцию обратились наши читатели, которые вели поисково-спасательные работы на пароходе и о причинах трагедии под Новороссийском знали не понаслышке. В своих письмах они опровергали достоверность информации, размещенной в Интернете.

В числе обратившихся в газету — севастопольцы А.В. Жбанов, руководивший тогда поисково-спасательной службой Черноморского флота, и его заместитель А.Г. Рогожин. В связи с этим редакция посчитала целесообразным попытаться приблизиться к истинным причинам гибели лайнера путем сопоставления их информации с версиями, высказанными в материале, опубликованном 3 сентября.

Но прежде всего надо сказать о том, что предшествовало этой самой большой в истории отечественного морского флота катастрофе. Пароход "Адмирал Нахимов", совершавший круизный рейс по Черному морю с 1243 пассажирами на борту, в 22.30 отошел от причала порта Новороссийск, чтобы следовать в Сочи, а сухогруз "Петр Васев" шел на полном ходу пересекающимся курсом в порт. Капитан сухогруза Виктор Ткаченко получил с берегового поста регулирования движения судов команду пропустить "пассажира" и сообщил об этом капитану лайнера Вадиму Маркову. Это преимущественное право "пассажира" при расхождении судов зафиксировано в Международных правилах предупреждения столкновении судов в море. Тем не менее в 23.12 "Петр Васев" врезался носовой частью в правый борт "Адмирала Нахимова". Получив пробоину 80 квадратных метров, он через 8 минут затонул на глубине 50 метров.

В полночь сообщение о катастрофе в Новороссийске поступило на командный пункт Черноморского флота. В течение ночи в главной базе был развернут поисково-спасательный пост под командованием капитана 1 ранга Артура Рогожина и сформирована экспедиция кораблей и судов. Предполагалось, что в помещениях затонувшего лайнера сохранилась воздушная подушка и остались живые, поэтому на переходе в Новороссийск машины спасателя СС-21 и других судов экспедиции работали на максимальных оборотах.

К сожалению, эта надежда не оправдалась. Водолазам Черноморского флота и прилетевшим к ним на помощь спасателям с Северного и Балтийского флотов была поставлена задача обследовать внутренние помещения лайнера и поднять на поверхность тела погибших. Эти работы велись круглосуточно. К ним подключился капитан 1 ранга Александр Жбанов, прервавший отпуск и прибывший в Новороссийск.

За 19 дней поисковых работ только флотские водолазы совершили 98 спусков, провели под водой 1360 часов, обследовали 253 помещения парохода и подняли на поверхность 129 тел. Это была чрезвычайно напряженная и опасная работа. Для проникновения во внутренние помещения парохода водолазы использовали электрокислородную резку и подрывали кумулятивные заряды. Ночью 10 сентября, оказывая помощь водолазу, работающему с ним в паре, погиб от кислородного голодания мичман Юрий Полищук.

Александр Жбанов обратился к председателю правительственной комиссии, созданной в связи с катастрофой, с предложением проводить водолазные спуски только днем, но получил отказ. К этому времени в Новороссийск съехалось 800 родственников погибших. Они дежурили у пяти рефрижераторных вагонов, в которые свозились тела, поднятые с парохода.

19 сентября погиб наш земляк водолаз мичман Сергей Шардаков. Он получил смертельное отравление углекислым газом при попытке проникнуть в каюту, где, по свидетельству оставшихся в живых пассажиров, родители закрыли на ключ двоих детей. После этого родственники погибших пассажиров и членов экипажа обратились в правительственную комиссию с просьбой прекратить поисковые работы. Юрий Полищук и Сергей Шардаков посмертно были награждены орденами Красной Звезды.

Теперь скажем о версиях причин гибели "Адмирала Нахимова", высказанных в информации, размещенной в Интернете. Эти версии носят довольно фантастический характер и, вероятно, продиктованы ставшим в последние годы модным стремлением поразить читателей "жареными" фактами, часто основанными на домыслах. По гипотезе доцента Краснодарского политехнического института Владимира Чуева, причиной катастрофы было целенаправленное воздействие на капитана сухогруза Виктора Ткаченко микроволнового оружия. В результате этого капитан утратил способность реально оценивать ситуацию и принимать осмысленные решения.

Бывший сотрудник погранвойск Александр Трусов высказал в Интернете предположение, что микроволновое оружие использовалось с целью погубить начальника управления КГБ Одесской области генерал-майора Крикунова, который совершал круиз по Черному морю и вместе со своей семьей погиб на "Адмирале Нахимове". Профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков отвергает участие в трагедии каких-либо спецслужб, но выдвигает версию о повышении в день трагедии в Новороссийске солнечной активности и возникновении так называемого локального геофизического резонанса, который якобы и привел к неадекватному поведению капитанов во время сближения судов.

Александр Жбанов и Артур Рогожин в своих обращениях в редакцию с иронией отнеслись к этим версиям, однако сказали, что за время своей флотской службы им приходилось наблюдать, что при повышении солнечной активности на экранах радиолокаторов возникали помехи, похожие на ложные цели, но не знают ни одного случая, чтобы при этом судоводитель терял рассудок. А столкновение сухогруза и лайнера объясняют тем, что капитаны просто упустили время принятия решения последнего момента. Они были осуждены на 15 лет, но в 1992 году помилованы. Вадим Марков вернулся в Черноморское морское пароходство на должность капитана-наставника, а Виктор Ткаченко эмигрировал в Израиль.

Кстати сказать, до гибели в 1986 году пароход "Адмирал Нахимов", названный при постройке в 1925 году на немецких верфях "Берлин", тонул трижды. Первый раз из-за взрыва котла в 1939 году, второй раз — в 1945 году из-за подрыва на мине, третий раз — в 1947 году при подъеме лайнера из-за взрыва фугаса, заложенного немцами под кормой.

Суеверные моряки говорят, что есть суда, которые постоянно преследует злой рок.

Другие статьи этого номера