На дорожке с голубой каемочкой

В Севастополе деньги больше не лежат. Юристы прокуратуры, горсовета и госадминистрации на этой неделе сообща добились судебного решения о признании недействительным документа, согласно которому в городе работали платные автопарковки.
Первая информационная ласточка о взимании средств с автолюбителей прилетела в начале лета-2010 из Артбухты. На традиционном для временной парковки "пятачке" на площади 300-летия Российского флота появились люди, требующие плату с владельцев транспортных средств. Удивленным представителям властей и журналистам парковщики предъявляли договор о сотрудничестве в сфере оборудования мест парковок, заключенный между юридическим лицом и Севастопольской городской государственной администрацией. А поскольку к началу лета власть в Севастополе кардинально поменялась, пришлось ее руководству искать, "откуда ноги растут".

Нашли. По словам начальника юридического отдела аппарата Севастопольской городской государственной администрации Константина Андриевского, "все началось в ноябре 2009 года, когда руководством СГГА было издано распоряжение "О назначении уполномоченного лица по исполнению функций организаций парковки транспортных средств в Севастополе". В соответствии с этим распоряжением в порядке эксперимента временно было назначено юридическое лицо (ООО "Севпарктранссервис") в качестве уполномоченного лица по организации парковок. "И уже на основании данного документа почти через пять месяцев (в марте 2010 года, то есть на самом излете смены власти) был заключен договор. В приложении к нему большинство площадей — самых людных и посещаемых мест города — было отнесено к платным парковкам", — говорит К. Андриевский.

"Появились очерченные голубым бордюрчики, — продолжает начальник юридического отдела Севастопольского городского совета Елена Близнюк. — Молодые люди начали взимать непонятно какие средства. После долгого разбирательства выяснилось, что взимаются суммы, включающие в себя якобы местный сбор за парковку плюс стоимость услуг юридического лица. Это, естественно, возмутило и власть, и общественность и повлекло за собой негативные социальные последствия для всех жителей и гостей нашего города".

Дело в том, утверждают юристы, что сбор за парковку автотранспорта в Севастополе действительно существует, но он в десять раз меньше того, что требовали на дорогах города новоявленные автопарковщики. "Налоговая составляющая всей это истории такова, — рассказывает юрист СГГА. — В соответствии с законом Украины о системе налогообложения сбор за парковку автотранспорта — это один из местных сборов. Правом введения данного сбора, установления его размера, порядка взимания, согласно закону, обладает только орган местного самоуправления, то есть Севастопольский городской совет. И еще в 1999 году им было принято решение "О ставках сбора за парковку автотранспорта на территории Севастополя и механизме его взимания". Сбор был установлен в размере: 17 копеек — в необорудованных местах и 51 — в оборудованных! Парковщики посчитали, что если они синей краской что-то нарисуют, то данное место считается оборудованным, и взимали плату в десятикратном размере".

Кроме того, решением горсовета организация взимания сбора была поручена районным государственным администрациям. Так что бывшее руководство СГГА и здесь превысило свои полномочия, считают юристы. Если отбросить юридическую терминологию, то, по мнению К. Андриевского, на дорогах Севастополя действовала "узаконенная форма рэкета", а Елена Близнюк более склонна полагать, что происходившее было "хорошо описано у Ильфа и Петрова: что бы провал не сильно проваливался".

Юристов города поразило также нарушение "с легкостью" постановления Кабинета министров, которое, во-первых, предписывало при организации парковок обязательный конкурсный отбор. А во-вторых, надлежало взимать сбор только после того, как парковки, собственно, созданы, оборудованы, включены в соответствующие реестры как объекты благоустройства.

В итоге городская прокуратура внесла протест на распоряжение СГГА, на основании которого незаконное распоряжение было отменено. А 5 октября 2010 года в Хозяйственном суде Киева был удовлетворен иск, поданный прокуратурой Севастополя в интересах городского совета. Таким образом, общими усилиями прокуратуры и двух юридических служб города договор по организации парковок в Севастополе в судебном порядке признан недействительным.

"Для нас было важно не просто расторгнуть этот договор, а именно признать недействительным, по причине противоречия его содержания актам законодательства страны, чтобы раз и навсегда разрешить данную ситуацию в правовом аспекте, — говорит Е. Близнюк. — Вопрос по организации парковок в городе возникнет, но любая деятельность, для того чтобы она считалась правомерной, должна вестись в строгом соответствии с законом. Необходимо упорядочить движение в городе и при этом сохранить места для временных стоянок. Эту деятельность нужно так урегулировать, чтобы она учитывала интересы всех сторон. Именно в обязанности местных органов власти и входит решение проблемы: парковка должна быть организована, оборудована, и только после этого можно ставить вопрос о взимании платы, которая напрямую идет в бюджет. Но первые два этапа не были пройдены. А третий этап, к которому перешли сразу же, был выполнен лицами, не имеющими на это полномочий, и с грубыми нарушениями закона".

Перспективу в организации парковочных мест в городе власти видят пока так. Сначала следует доработать комплексную программу "Дороги Севастополя" на период 2011-2015 годы. Первым этапом подготовки и внедрения программы может стать проект "Оптимизация организации дорожного движения в городе Севастополе", разработанный специалистами проектной организации для улучшения транспортных потоков в городе. Затем уже заняться поиском организации, готовой к осуществлению парковочной деятельности. Известно, что дорожно-эксплуатационное управление уже разработало проект правил парковки с учетом новых государственных стандартов, устанавливающих обязанности не только для автомобилистов, но и для парковщиков. Последние должны оборудовать стоянку надлежащим образом, установить парковочные автоматы и следить за чистотой на территории парковки. В обязанности создаваемой парковочной службы, в том числе, должен входить и своевременный ремонт дорожного полотна за счет собственных средств.

Уже на сентябрьской сессии горсовета было принято решение об инвентаризации всех дорог города и их постановке на баланс ДЭУ.

"Всегда существует некоторая обязательная последовательность действий, — подводит итог юрист горсовета. — Сначала нужно обработать землю, что-то в нее посадить, а уж потом собирать урожай. Как только новой администрацией будет подготовлены предложения по разрешению данной ситуации, городской совет сможет принять по ним соответствующие законные решения".

Ирина КАРАТАЕВА.

Глас народа

ДОЛЖНЫ ЛИ БЫТЬ В ГОРОДЕ ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ?

Алексей, спортсмен:

— Они могут быть платными при условии, что должна быть ответственность за сохранность транспортного средства. Иначе получается, что деньги берут ни за что. Когда я приезжаю на платную стоянку, то знаю, что там машина находится под контролем. Есть сторожа, которые следят за этим. Парковщики же за сохранность автомобиля ответственности не несут. А значит, и деньги брать не за что.

Илья Николаевич, инженер:

— Наконец-то после достаточно длительного периода проблем с платными парковками суд отменил взимание платы до тех пор, пока власти не проведут инвентаризацию дорог и не приступят к выполнению постановления Кабмина. Еще один момент следует учесть: необходимо обязательно вводить конкурсный отбор платных парковщиков.

Владимир Михайлович, офицер запаса:

— Хорошо, что власти взялись за парковки. Бывает, тормознешь — и буквально на "голом месте" у площади как из-под земли появляется некое лицо и сует под нос документ с малоразборчивой печатью… И требует заплатить.

Василий, строитель:

— Неоднократно платил от 5 до 20 гривен, а рядом с автомобилем не было никого, кто бы за него отвечал. Я поддерживаю решение об отмене платных парковок.

Екатерина Дмитриевна, предприниматель:

— Следуя логике и намерениям города, платные парковки у нас будут. Не повсеместно, но будут. Одно пожелание: чтобы хорошо были прописаны обязанности парковщиков, а также обязательно произведен ремонт и благоустройство территории.

Елена Викторовна, секретарь:

— Что касается платных парковок, то в цивилизованных странах они существуют. Удобны паркинги. Заезжаешь в определенное место (это может быть подземный паркинг) и, опустив в автомат от 2 до 5 евро, можешь гулять хоть целый день или неделю. Там установлены видеокамеры — авто всегда под невидимой, но надежной охраной. Паркинги бывают не только частными, но и муниципальными. Тогда средства поступают городу. С другой стороны, паркинги (кроме безопасности автомобиля) имеют природоохранное значение: таким образом от автотранспорта разгружаются городские улицы. А у нас подходит к тебе дядька, который показывает вместо документа ксерокс, где ничего не понять, и хочет денег. Это не дело. Действительно, автомобилей становится все больше. Это уже не роскошь, а средство передвижения. Правильно, что вопросу парковок стали уделять пристальное внимание.

Другие статьи этого номера