Уставные отношения

Уставные отношения

Депутат городского совета Дмитрий Белик внес на рассмотрение сессии решение "О проекте "Устава территориальной громады города Севастополя" вместе с фолиантом — проектом самого "Устава" и приложениями к нему.

Проект документа зарегистрирован депутатом в конце прошедшей недели. Однако работу по разработке и фактическому принятию "Устава территориальной громады" Дмитрий Белик начал еще несколько лет назад, когда выступил инициатором внедрения в Севастополе практики общественных слушаний.

По мнению депутата, Севастополь уже долгие годы выпадает за рамки законодательства в плане пропорциональности соотношений "местное самоуправление — государственная власть". Севастопольцы остаются самыми бесправными гражданами страны, так как не имеют возможности выбора мэра города. В условиях отсутствия закона о статусе Севастополя единственным выходом в данной ситуации Дмитрий Белик и его единомышленники видели принятие "Устава". Что было невозможно без преодоления "первой ступеньки" — принятия "Положения об общественных слушаниях".

Проект "Положения об общественных слушаниях" был разработан депутатом и подан в городской совет в конце декабря 2008 года. После внесения в авторский документ дополнений депутатский корпус одобрил "Положение…" весной 2009-го. Таким образом, путь к принятию "Устава", утверждение которого немыслимо без мнения общественности, был открыт.

Пока работа над документом продолжалась, забрезжила надежда на то, что пришедшая к власти новая команда добьется выполнения своих обещаний и закон о статусе Севастополя будет принят. "Мы очень долго ждали закон, — говорит Дмитрий Белик. — Поэтому раньше не вносили свой проект "Устава" в повестку сессии — готовили его с учетом норм закона. Нас же кормили "завтраками". Теперь четко ясно, что закона не будет, и мы приняли решение продвигать "Устав"".

Как говорится в подготовленной к проекту решения "Пояснительной записке", "Устав" — единственный нормативный акт, который связывает территориальную громаду с органами самоуправления, которые она формирует. Он определяет механизмы влияния на органы местного самоуправления и создает правовую возможность территориальной громаде влиять на управленческие решения. "Устав" определяет права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц перед территориальной громадой; поэтому органы местного самоуправления исполняют волю не только государства, но и волю территориальной громады.

Проект "Устава" с учетом опыта уже действующих уставов таких городов Украины, как Донецк, Евпатория, Ялта, разработан соратниками Дмитрия Белика с привлечением севастопольских юристов, таких как Борис Колесников. По мнению депутата, этот документ должен получить высшую юридическую силу, превосходящую в городе решения городского совета, став Конституцией Севастополя.

Документ в авторском исполнении вносит ряд принципиальных отличий в существующие севастопольские реалии. Так, разработчики проекта закрепляют за громадой право инициировать вопрос о референдуме относительно досрочного прекращения полномочий городского совета — то есть отозвать избранных депутатов в случае невыполнения ими данных предвыборных обещаний.

Вообще в предложенном "Уставе" отводится большое место органам самоорганизации населения и проявлению местных инициатив. "Уставом" предусмотрена возможность территориальной громады вносить свои проекты решений на сессию городского совета по ключевым для города вопросам.

Дотошно прописана тема функционального управления городом. Статья 28 "Устава" предусматривает создание исполнительного комитета Севастопольского городского совета, образуемого советом на срок его полномочий. Возглавляет исполнительный комитет председатель городского совета.

"Объединение функций государственной и исполнительной власти в лице Севастопольской городской государственной администрации приводит к печальным последствиям, — говорит Дмитрий Белик. — Администрация занимается проблемами Черноморского флота, ВМСУ, встречами делегаций различных стран. На представительские функции уходит практически все время. Кто будет решать проблемы севастопольцев? Нужно эти вещи разделись. Руководителем исполкома, по предложенному "уставу" является председатель горсовета. И здесь громада, выбирая себе депутатов, те или иные политические силы, должна понимать, что она одновременно выбирает себе исполнительную власть. Выбранный большинством горожан человек, образно говоря, будет чинить крыши их жилых домов. То есть нести всю ответственность за состояние жилищно-коммунального хозяйства". Таким образом, авторы "Устава" преломляют ситуацию с невозможностью избрания в Севастополе мэра (поскольку это прямо запрещено новым законом о выборах) до принятия закона о статусе Севастополя.

Нормы, прописанные в "Уставе" инициаторами данного проекта, далеко не догма. Проект решения, представленный в городской совет Дмитрием Беликом, носит лояльный характер. Настаивая на том, что "Устав" должны обсуждать громада и дополнять специалисты, депутат будет предлагать на октябрьской сессии начать процедуру рассмотрения документа. Провести общественное обсуждение проекта "Устава", по мнению Дмитрия Белика, необходимо в течение октября-декабря 2010 года. А уже в феврале 2011-го доработанный "Устав" предлагается утвердить депутатам новой каденции.

КСТАТИ:

Проектом "Устава" предусмотрено создание в Севастополе совершенно нового института — уполномоченного по правам человека. Согласно "Уставу", уполномоченный территориальной громады по правам человека — это лицо, которое осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав, свобод и законных интересов членов территориальной громады Севастополя в сфере местного самоуправления. Положение "Об уполномоченном территориальной громады по правам человека" прилагается к документу. В нем предусматриваются выборы уполномоченного членами территориальной громады прямым тайным голосованием сроком на 5 лет.

Выборы уполномоченного проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном округе, границы которого совпадают с границами города Севастополя в соответствии с существующим административно-территориальным устройством.

Другие статьи этого номера