Высокий уровень защиты прав потребителей — одно из важных условий безопасной и здоровой жизни каждого человека. Учитывая это, наше управление систематически контролирует качество товаров, работ и услуг. Особое внимание уделяется проверке хлеба, мясных, молочных и кондитерских изделий и продуктов, алкогольных напитков, товаров детского ассортимента, бензина, жилищно-коммунальных и гостиничных услуг.За 9 месяцев этого года были проинспектированы продовольственные и промышленные товары общей стоимостью 4,8 миллиона гривен. В 840 случаях их реализация осуществлялась без необходимой для потребителя достоверной и своевременной информации. Из 672 проверенных предприятий торговли и сферы услуг различные нарушения установлены в 403 случаях.
В частности, была запрещена реализация сухих молочных и немолочных каш торговой марки HEINZ, паштета печеночного "Бутербродный" ФОП Дука А.В., стейка из печени гусиной "Фуа-Гра", полуфабриката замороженного"Оксiт гусячий" ООО "Птахофабрика "Святинська Нова" и других пищевых продуктов.
Установлено, что в магазинах, на рынках города нередко реализуются товары неизвестного происхождения, осуществляются обвес и обсчет покупателей, от которых скрываются истинные потребительские свойства товара. Специалистами управления установлено 86 случаев реализации некачественной продукции, на 32 предприятиях зафиксированы факты обсчета потребителей, продавались товары без необходимых сопроводительных документов, не выдавались расчетные документы на выполненные работы.
За отчетный период были также зафиксированы серьезные нарушения действующего законодательства в детских оздоровительных учреждениях, в работе школьных столовых. Потребителей нередко не устраивает качество предоставляемых им платных услуг и непродовольственных товаров, в частности обуви, мобильных телефонов, мебели, работ по установке автономного отопления, изделий из металлопластика.
В таких случаях управление принимает меры по защите прав потребителей. С начала года им возвращены денежные средства за приобретенную некачественную продукцию на общую сумму более 120 тысяч гривен, сделаны соответствующие перерасчеты в сфере жилищно-коммунальных услуг, произведен обмен товара на аналогичный качественный. В 8 случаях был установлен незаконный отказ потребителю в реализации его прав при приобретении им товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества. Это повлекло применение нашим управлением к субъекту предпринимательской деятельности административно-хозяйственных санкций в десятикратном размере стоимости продукции.
С целью наиболее полного предотвращения нарушений законодательства по защите прав потребителей мы сотрудничаем с правоохранительными органами, прокуратурой и отделами торговли. В течение 9 месяцев совместно с ОГСБЭП УМВД в городе Севастополе регулярно проводились проверки супермаркетов города, предприятий торговли, детских оздоровительных лагерей, АЗС. В результате такой работы было привлечено к административной ответственности 178 человек, сумма административных штрафов составила 22 тыс. грн, административно-хозяйственных штрафов — 330 тыс. грн.
Большое значение управление уделяет повышению правовой грамотности не только граждан, но и субъектов предпринимательской деятельности, информированию их о действующих правовых актах по защите прав потребителей. Нами на бесплатной основе были проведены занятия с руководителями супермаркетов и субъектами хозяйствования, реализующими нефтепродукты. В школах города нашими сотрудниками были проведены уроки по основам потребительских знаний. Наше управление первым в Украине разработало региональную программу защиты прав потребителей, которая утверждена сессией горсовета и вступила в действие.
К сожалению, даже на крупных предприятиях отсутствует лабораторный контроль качества продукции собственного производства и закупаемых партий товара. В связи с этим мы обратились в государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики с предложением внести изменения в законодательство, регулирующее механизм запрета на реализацию некачественных товаров.
Защищая интересы граждан при приобретении ими товаров и получении услуг, работники нашего управления исходят из того, что потребитель всегда прав. Вместе с тем они побуждают его учиться самому отстаивать свои законные права, не отходя от прилавка.