Сеющий зависть и ненависть

Это было необычное событие в театре танца Вадима Елизарова. Зрители собрались здесь вовсе не на премьеру знаменитого коллектива, а на просмотр…видеофильма. В городе о нем уже говорили те, кто заглядывает в Интернет. Во Всемирной сети выставлена откровенно злобная и клеветническая продукция о театре танца и лично Вадиме Елизарове.
Зал театра заполнили представители властных структур, общественных, благотворительных организаций, журналисты газет, радио, телевидения.
Так о чем же шла речь?Один из севастопольских театров с 10-летним стажем арендует помещение в одном из красивейших зданий города. Где-то в начале 2012 года срок аренды истекает. Рассчитываясь исправно по платежам, руководство театра, возможно, надеялось спокойно прожить предстоящие 14 месяцев. И то ли продлить договор аренды, то ли иначе решить свою жилищную проблему.

Но оказалось, что в Севастополе есть люди, озабоченные делами квартирующего соседа. Один из них назвался сам: Алексей Процко сотрудник Дворца детского и юношеского творчества. Именно в этом здании арендует помещение театр танца Вадима Елизарова. И вот в интернете этот воспитатель юношества выставил диск собственного производства. В наши дни, когда все больше землян подвержены мистическому восприятию чисел, видеоленте подошло бы название "2012 — год окончания арендного договора". И это обыденное событие очень беспокоит А.Процко, который объявил анонс своего "детища", стремясь привлечь к нему внимание зрителей и вызвать сенсацию. Отметим: такой цели сотрудник, пожалуй, достиг. Сенсация получилась дурнопахнущей, нашпигованной фальсифицированными утверждениями, сшитой из фрагментов зарубежных фильмов, встроенных в видеоряд с реальными лицами, точнее, с одним лицом.

Открывается экран и на полотне появляется надпись даты окончания аренды. Следует историческая справка о Дворце детского и юношеского творчества, череда сменяемых названий этого здания, сообщение о его разрушении в годы войны и восстановлении в послевоенное время. И в этой части ведущий А. Процко как бы в ладу с фактами.

А вот следующие титры предупреждающие: "Часть неантисемитская". Переход, прямо скажем, неожиданный. Для чего понадобилось автору вписывать придуманный им термин в повествование о детско-юношеском учреждении? Видимо, А. Процко решил таким образом как-то от чего-то подстраховаться? Что же получилось? Почти прямое заимствование из архивов геббельсовской пропаганды, и ныне гуляющей по интернету, — шаржированные фигуры с картавым акцентом, чем-то торгующие, кого-то "объегоривающие", сеющие смуту и ложь. И некий психолог, ерничающий по-английски закадровым голосом. Все это наполнено вполне антисемитским звучанием. Народный артист Украины В.Елизарова в чем только не обвиняется: незаконно получил помещение в аренду, добивается дополнительных площадей, Театр танца незаслуженно удостоился звания академического, как и пятнадцать артистов — почетных званий.

Создается впечатление, что за Вадимом Альбертовичем постоянно велось видеонаблюдение. Поймали: артист загружает картонную коробку в багажник. А смонтированные кадры сопровождаются глумливыми и лживыми комментариями. В свидетели призваны анонимные жители города, примкнувший к ним один из депутатов, причастный к сфере культуры, и оспаривающий с жаром и возмущением одно из известных и общепризнанных определений театра танца Вадима Елизарова: как визитная карточка города Севастополя. Кому-то и это не дает покоя, хотя оценочные субъективные критерии событий и явлений вполне укладываются в рамки нашего Закона ("О печатных средствах массовой информации в Украине"(печати))

В заключительной части преобладают интервью: девочки и мальчики рассказывают, с каким удовольствием они занимаются в кружках Дворца, благодарят своих наставников. Более строго оценивают ситуацию некоторые родители: они что-то знают о тех, кто только и помышляет о захвате новых площадей у Дворца.

Финальным аккордом звучат, цинично прикрываемые детскими интересами угрозы в адрес В.А. Елизарова и его театра: выдворить коллектив из арендуемого помещения.

Таково краткое изложение промелькнувших на экране кадров. Конечно, их восприятие, нюансов у каждого зрителя может быть свое.

По завершении фильма некоторое время в зале застыла тишина. Вряд ли кто-то мог себе представить на экране подобное зрелище, содеянное жителем Севастополя о севастопольце. Зрелище желчное, злобное.

Своими впечатлениями успели поделиться более 20 человек. Приведем только три высказывания.

Депутат трех созывов городского Совета Лидия Столярова:

— Эта грязная стряпня — оскорбление для всех честных севастопольцев, в том числе для депутатского корпуса. Полагаю, что кому-то было необходимо отвлечь севастопольцев в минувший предвыборный период от подлинных, насущных проблем города. Необходимо выяснить, кто стоит за таким, с позволения сказать, фильмом, который сеет ненависть и вражду между севастопольцами.

Народный артист Украины и России Владимир Магар:

— Такое фуфло Севастополь еще не видел. Это дело рук мелких ничтожеств и завистников. Не надо бояться называть вещи своими именами: нам пытаются навязать чуждые гуманности взгляды, именно так "выдавливают" из Севастополя талантливых людей.

Николай Карпеев, заместитель председателя СГГА отметил, что в фильме нет ничего, "кроме мерзости и грязи". Обращаясь к Елизарову, он сказал: "Вы — творец, и то, что вы создали, безусловно, талантливо и необходимо городу и нашей молодежи. Та радость, которую дает ваш театр, безгранична. Десять лет хожу в этот театр, нет ни одного спектакля, который бы я не посмотрел по 2-3 раза. У нас мало настоящей культуры, ею и надо заниматься, чтобы наши дети узнавали произведения настоящих классиков, чтобы на настоящей музыке воспитывались поколения севастопольцев. Культура должна нести доброту, нежность, любовь — то, что нас объединяет. Вокруг добра мы и должны сплотиться. И Театр танца не должен оставаться без поддержки и защиты органов исполнительной власти. Я бы хотел сказать о том, что меня удивило и обрадовало, — это то, что все здесь собравшиеся единодушны в отношении антисемитизма, который может преобразиться в фашизм. Мы все должны объединиться и дать этому отпор. Как представитель власти обещаю быть на вашей стороне".

Создатель картины приложил все свои видеоусилия, чтобы бросить черную тень на репутацию Вадима Елизарова. Запуская свое постыдное видеодетище в интернет, Процко стремится создать крайне негативный образ руководителя театра танца. Для этого использованы давно известные примитивные приемы: на экране мелькают какие-то никчемные, малосимпатичные личности. И между ними ненавязчиво втиснут фотопортрет того народного артиста, которого к ним причисляют, вызывая к нему неприязнь. К тому же, лицо артиста, то подмигивающее, то надменно улыбающееся, перемещается на фоне шестиконечной звезды. Фильм начинается с искаженной мелодии "Хава нагила". Это подталкивает зрителей к недвусмысленному намеку, на что и рассчитывал автор. Ведь одну из частей своего создания он ловко замаскировал, назвав, как бы в насмешку, неантисемитской. Приставка "не" здесь лишняя.

Свое мнение о видеопродукции А. Процко высказал на собрании коллектива Дворца детского и юношеского творчества начальник городского управления образования и науки С.А. Круглов: "Вопрос об аренде касается взаимоотношений хозяйственных субъектов, а способ, которым автор видеофильма пытается повлиять на его решение, неприемлем. Совершенно недопустимо скатываться до оскорбительных высказываний и намеков по поводу национального происхождения коллег. Творчество театра Вадима Елизарова заслуживает самой высокой оценки, и он достойно представляет наш город в Украине и зарубежных гастролях. Любые попытки посеять национальную рознь отдают безнравственной мерзостью. Считаю необходимым, отметил С.А. Круглов, принести извинения руководителю Театра танца В.А. Елизарову.

Антисемитизм — опасная зараза. Уместно привести цитату из материалов Нюрнбергского процесса: "…Слишком долго потоки клеветы из канализационных труб нацизма оскверняли истоки человеческого вдохновения, а бациллы ненависти и нетерпимости отравляли их воды. Многие поколения будут нуждаться в нравственном и идейном оздоровлении".

Появление видеофильма, сфабрикованного в стенах дворца, где воспитывается молодое поколение, свидетельствует о том, что черный пиар стремительно насаждается севастопольскому зрителю. И это вовсе не шуточная забава. Это тревожный сигнал, это тест на зрелость нашего общества.

Остановить руку, занесенную для оскорбления и хамства, может только общество. Бесстрашное, отважное, знающее цену настоящему таланту и искусству.

Другие статьи этого номера