Кто "оденет" Севастополь?

ИЗ ПРОПИСНЫХ ИСТИН БИЗНЕСА: Само понятие "инвестиции" (от лат. investio — одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Сегодня инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения именно производственных ресурсов — материальной основы развития всей экономики. Но инвестирование происходит ТОЛЬКО при наличии двух главных факторов: побудительных мотивов и регулирования.

ИНВЕСТИЦИИ — НЕ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ И НЕ ДОТАЦИИ!

С обретением Украиной в 1991 г. "незалежности" в Севастополь хлынул поток визитеров из дальнего зарубежья. Власти города всех встречали с распростертыми объятиями, вели разговоры об инвестиционной привлекательности города-героя, надеясь, что гости немедленно выразят готовность подписать договор о деловом сотрудничестве и тут же дадут денег на все! Те мило улыбались, но вкладывать свои капиталы в наш город не спешили и в лучшем случае ограничивались согласованием протокола намерений.

Довольно долгим был этот период зондирования потенциальными партнерами наших возможностей, оценки степени риска вложения капитала. Обо всем этом писала наша газета накануне первого солидного Международного бизнес-форума, который состоялся 7-8 апреля 2004 г. (спустя 13 лет после начала "зондирования"!) в Севастополе. 350 банкиров, бизнесменов, членов парламента из 24 стран прибыли тогда к нам на борту морского круизного лайнера Ocean Majesty. "Гвоздем" форума стало торжественное открытие предприятия Avlita — уникального по своей технологической оснащенности зернового комплекса-терминала, построенного за $40 млн — громадные по тем временам деньги! И это до сих пор остается одной из самых крупных прямых иностранных инвестиций (увы, пока немногих) в экономику города. Для сравнения: стоимость сооружения в Украине завода по производству ядерного топлива, о котором только-только договорились Россия и Украина, составит свыше $300 млн, сообщил вице-президент ОАО "ТВЭЛ" Василий Константинов. А ведь еще тогда, весной 2004-го, участники форума единодушно признали, что

СЕВАСТОПОЛЬ ДОЛЖЕН СТАТЬ ОДНОЙ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ УКРАИНЫ

Первые каталоги разнообразнейших инвестпроектов, по мысли их разработчиков, должны были сделать наш город чуть ли не Гонконгом. Но большинство из них так и осталось в ломком теперь ламинате… Потому что продвигали их эпизодически и предлагали порой совсем не тем. Город просто не вел планомерную работу по привлечению инвестиций. Кроме того, многочисленно меняющиеся, зачастую непрофессиональные "толкачи" не систематизировали эти проекты, не отбирали их по важности и очередности. Да и не было критериев отбора.

Постепенно, за несколько лет, сама жизнь выкристаллизовала наиболее существенные для Севастополя инвестпроекты. Они названы и "висят" на персональном сайте (а где же коммунальные?) директора Таврического регионального центра инновационного развития Владимира Арабаджи:

A. Международный аэропорт "Бельбек". Б. Паромный терминал (Ro-Ro) между турецким портом Самсун и Севастополем. В. Специализированные комплексы перевалки грузов на существующих причалах. Г. Контейнерный терминал на существующих причалах. Д. Виноградники, их реконструкция и внедрение современных технологий выращивания и сбора. Е. Строительство элитных гостиниц, супермаркетов и торгово-выставочных комплексов. Ж. Использование комплексов бывших военных промышленных предприятий для переориентации их на выпуск товаров и услуг. З. Инвестиции для эффективного освоения земельных участков, прибрежной зоны и шельфа.

Как уверяли потенциальные инвесторы, они "на полном серьезе" готовы были помочь городу в освоении проектов A, Б, В, Г, причем сразу миллионов на $100. Иностранные воротилы сразу и давно оценили главный потенциал Севастополя — его стратегическое положение как незамерзающего (круглогодичного в отличие от турсезона!) порта на торгово-пассажирских путях. Наличие в городе 35 глубоководных бухт, укрытых от ветров, 287 энерговооруженных причалов общей протяженностью 34 км создает близкие к идеальным условия для стоянки судов. В 600-километровом радиусе от Севастополя расположено 12 морских государств. Внешнеторговый оборот города формирует около 100 совместных предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции с 86 странами. НО!.. Несмотря на все эти плюсы, серьезных предложений в морехозяйственном комплексе города нет. За исключением проекта дальнейшего развития той же "Авлиты". Да и тот всячески тормозится под разными "соусами" его противниками в самом Севастополе, который от этого лишь теряет: в деньгах — миллионы, в "социалке" — кучу предложений по улучшению быта севастопольцев, не говоря уже о новых рабочих местах.

Потому плодотворная идея создания на базе города-порта мощного международного транспортного узла так и остается на бумаге десятков рефератов, программ и отчетов с "деловых" конференций. "Узел" сам остается, а достаточного транспорта и мест для его работы не прибавляется. Потому что встали другие вопросы: а что возить — грузы или людей? И как выгоднее — по земле, воздуху или по волнам? И можно ли в перспективе эти грузопассажирские потоки увеличивать? И за счет чего? Ну и т.д., и т.п.

ТОННЕЛЕЙ МАЛО, ВОЗДУХ ЗАНЯТ…

Главная проблема перевозок в Севастополь по земле — его тупиковость. И если автоподъезды еще как-то можно расширить и сделать новые, то железная колея — одна. И эту проблему сами железнодорожники, при всем их желании, решить не могут: предел пропускной способности магистрали в Севастополь — 23 пары поездов в сутки. А большое количество мостов и тоннелей исключает пока строительство второго пути на линии Севастополь — Симферополь. Наконец, сама станция "Севастополь" так зажата дорогами и жилыми кварталами, что расширять ее просто некуда. Уже несколько лет в планах развития Севастополя предусматривается сооружение второго железнодорожного вокзала на ветке, идущей к станции "Севастополь-Товарный". Но "воз" и ныне там…

Теперь о воздушных воротах города-героя. Не говоря уже о том, что это — самый дорогой вид перевозок, сам по себе грандиозный аэровокзал Севастополю, по всей видимости, в ближайшее время просто не нужен! Российский экономист, председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил, что инфраструктуру Крыма лишь с натяжкой можно назвать курортной. Так что вряд ли найдется реальный инвестор, который сегодня готов вкладывать десятки миллионов кредитных долларов в международный аэропорт в Севастополе, а потом десятилетиями, жестоко конкурируя с Симферопольским аэропортом, ожидать достаточного для отработки кредита пассажиропотока.

Вот и получается, что основные надежды на увеличение грузо- и пассажиропотока в "транспортном коридоре" Севастополя по-прежнему связаны

ТОЛЬКО С МОРЕМ!

Известно, что значительная часть экономики Украины ориентирована на экспорт. Продукция металлургии — локомотива отечественной промышленности — поставляется во многие страны мира, наращивается экспорт сельхозпродукции. При этом перевозки водным путем традиционно наиболее дешевые по сравнению с другими видами транспорта.

Но ни один инвестор не будет вкладывать деньги, если условия договора неясны. А крымские порты вынуждены работать в условиях эксклюзивного партнерства, поэтому приватизация крымских портов является первоочередной задачей интенсивного их развития. Коммерческая деятельность портов должна быть частной, в то время, как функции портнадзора и организация безопасности мореплавания должны остаться за госструктурами. В России приватизация портов проведена, и общий объем портовой перевалки вырос, в то время как в Украине произошло падение объемов.

Вице-премьер-министр Сергей Тигипко на пресс-конференции в Севастополе подтвердил, что часть украинских портов, не являющихся стратегически важными для страны, необходимо приватизировать. "Ключевая проблема нынешних наших портов в том, что государство тут присутствует как двуликий Янус. С одной стороны, оно представлено как регулятор… А с другой — государство оказывает такие же услуги, как частный сектор, который приходит в порт. И тут, естественно, получается конфликт интересов", — отметил Тигипко.

Даже у наших соседей по полуострову, похоже, дело пошло: Керченская паромная переправа будет приватизирована, говорится в официальном сообщении Фонда госимущества Украины.

Не будем также забывать, что эффективное для города использование берегов Севастопольской бухты напрямую связано с доброй волей базирующегося (давно и теперь надолго!) ЧФ РФ. К примеру, Royal Carribean International — лидер круизного бизнеса — определила три приоритетных для себя порта Украины: это Одесса, Ялта, Севастополь. Два года назад круизной компанией был подписан договор с Одессой, по которому $20 млн для развития морского пассажирского комплекса пришли в город. В этом году инвестиционный договор был подписан с Ялтой. В 2011-м, возможно, будет подписан и с Севастополем, как уверил начальник Севастопольского морского торгового порта Юрий Кравцов. Но как будет расширяться СМТП?

Вопрос этот отчасти пытался решить председатель СГГА Валерий Саратов при встрече с командующим ЧФ РФ Владимиром Королевым. Чуть позже в штабе ЧФ заявили: "Предложения о передаче Севастопольскому морскому порту даже части Минной стенки или ее совместное использование для приема круизных лайнеров неприемлемы. Наше сотрудничество с портом не может затрагивать сложившуюся систему базирования".

КОНКУРЕНТЫ НЕ ДРЕМЛЮТ!

Между тем Минтранссвязи Украины заявило, что привлечет частных инвесторов для реализации масштабных проектов в Ильичевском порту и порту Южный. Общая стоимость новых проектов составляет почти $470 млн. В Одесском порту в ближайшее время реально увеличить загруженность пассажирского терминала за счет привлечения в порт еще большего количества современных лайнеров ведущих мировых круизных компаний.

Как сообщает "Дело", Бердянский порт готов объявить конкурс по привлечению инвесторов для финансирования пяти проектов общей стоимостью 340 млн грн. Развитие новой инфраструктуры ускорит процесс увеличения объёма перегрузки в Бердянском порту на 300000 т в год. Увеличится перегрузка контейнеров, а также нефте- и растительных продуктов производства предприятия "Азмол", которое планирует строительство соответствующего перегрузочного комплекса на 7-м и 8-м причалах порта. Пропускная способность проекта позволит увеличить нагрузку порта на 1,15 млн тонн нефте- и растительных продуктов. Расширение комплекса по перегрузке зерновых грузов позволит увеличить общую мощность комплекса до 500000 т зерновых в год.

Программа развития Бердянского порта повлечёт за собой и восстановление инфраструктуры портопункта в Геническе, где планируются ремонт и реконструкция строений и сооружений объекта, перегрузочного оборудования, автотехники и судов портового флота, а также углубление дна, что увеличит пропускную способность этого пункта до 400000 т в год. Предполагается реализация проекта по строительству перегрузочного зернового терминала для перегрузки экспортного зерна в Геническом портопункте мощностью 500000 т в год.

Пока в силу небольших размеров и скромных объемов перевалки порт Очаков не слишком хорошо известен в стране. Тем не менее вероятно, что скоро он станет крупнейшим инвестиционным объектом Николаевщины. На базе ООО "Порт Очаков" инвестор собирается построить современный глубоководный устьевый порт с лихтеровочной базой и железнодорожной веткой. Реализация этого колоссального проекта потребует более 1,5 млрд евро. Сегодня с контейнерными перевозками в основном имеет дело Одесса. Но Одесский порт уже работает на пределе возможностей. К тому же он расположен в центре города. А вокруг порта Очаков — степь, здесь можно строиться и строиться. В целом параллельно с дноуглублением тут планируется намыть около 120 га территории.

Отметили, сколько миллиардов гривен, евро, долларов пока что идут мимо Севастополя? А что наши власти?

КАКОЙ ИМИДЖ НАМ НУЖЕН?

Словно забыв о других проектах, в последнее время власти Севастополя муссируют идею сделать город-герой еще и курортом. По данным же исследований КП "Агентство экономического развития г. Севастополя", основными целями туристов при посещении города-героя являются досуг и пляжный отдых, на которые приходится 73,9% посещений. Достопримечательности раз посмотрят — и хватит. Лечиться у нас по сути негде. А росту стандартного турпотока мешают слаборазвитая инфраструктура того же транспорта и сферы услуг и досуга, недостаточная реклама курорта за границей. Поэтому чиновники считают, что для привлечения туристов необходимо создавать комфорт для них и модернизировать имидж города. А увеличить же поток инвестиций можно, показав жителям зарубежья потенциал данной территории. Но полная страница в международной газете Herald Tribune стоит $125000, а на один только проект смены рекламного имиджа компания "Пепси-Кола" затратила $100 млн. У нас же, кроме турброшюр о городе, информации и не сыскать. Как тут не вспомнить фразу из ответа специалистов, разрабатывающих инвестпрограммы для известнейших евробанков: "Имидж Севастополя — в предоставлении инвесторам условий рентабельного бизнеса и в создании доверительных отношений. Не кичитесь тем, что у вас прекрасная природа, теплое море и много свободной земли. Всего этого — пока еще в избытке на нашей маленькой планете".

Теперь в Севастополе создается городской Центр инвестиций, заявил во время телеинтервью "Независимому телевидению Севастополя" председатель СГГА Валерий Саратов. "Условно говоря, все инвестиционные проекты, которые будут заходить в город, должны нами — госчиновниками — проводиться в жизнь. Речь — об организации этого процесса. Подали заявку на инвестиции; если мы считаем, что это соответствует генеральному плану и стратегии развития Севастополя, если это не нарушает природоохранное законодательтво, этот инвестиционный проект мы должны пронести на руках", — сказал председатель СГГА. По его мнению, проблема инвестиций в Севастополь состоит в том, что большие деньги не идут в реальный сектор экономики: "Можно сегодня строить магазины, строить места отдыха. К сожалению, они не дают адекватного поступления налогов в бюджет. Сегодня налоговый бюджет дают крупные предприятия реального сектора экономики, такие как порт, "Севэнерго", коммунальные предприятия и т.д.". Слава Богу, что это признают на самом "верху" горвласти…

Ведь так хочется верить, что главным для них было и остается то, какие именно преимущества получат севастопольцы с приходом в город высокотехнологического проекта, скажем, миллионов на $50 и выше. Именно такие инвестпроекты задействуют сотни строителей и смежные отрасли, создают постоянные (а не сезонные!) рабочие места и т.д. Крупные проекты подразумевают паевое участие инвестора в дальнейшей судьбе города, гарантированно предусматривают паевой взнос на развитие социально-транспортной инфраструктуры города. В рамках такого договора городские власти вполне могут попросить конкретизировать для инвестора строительство больницы, стадиона, школы, дороги и т.п. Можно вспомнить и об известной когда-то, но почти забытой 10-процентной квоте по жилью для севастопольцев, десятилетиями стоящих в очереди…

И ведь могут согласиться "портные" на такие условия города, чтобы "одевать" Севастополь долго-долго!

Другие статьи этого номера