1 ноября в Севастополь зашел последний в этом круизном сезоне лайнер: пятизвездочный теплоход Europa, принадлежащий компании "Costa Cruises", — блестящий финал хорошего круизного года. Настало время подводить итоги.
Если обратиться к "сухому" языку цифр, в 2010 году город-герой посетили 42 иностранных лайнера и 84 теплохода типа "река-море". Общее количество туристов — 32614. В основном это европейцы и американцы, и пока к нам не заходили лайнеры с пассажирами из Азии и стран ближнего зарубежья. Сравнивая эти данные с прошлогодними, можно отметить, что в 2010 году иностранных судов зашло на 8 единиц меньше. Ситуацию прокомментировал Леонид Якимчук, начальник пассажирского комплекса Севастопольского морского торгового порта: — Действительно, в этом году лайнеров было несколько меньше, чем в прошлом, для этого есть главная причина — мировой экономический кризис. Крупнейшие круизные компании оказались в тяжелом положении, соответственно, существенно сократилось число маршрутов. Хотя не скажу, что это значительно повлияло на заходы в наш порт. Нужно судить не только по количеству, но и по качеству лайнеров. В этом году к нам заходили такие "гиганты", о которых мы раньше могли только мечтать. Судя по заявкам на следующий год (это пока предварительные данные, так как многие компании еще не прислали запросы на заходы), лето 2011-го обещает нам стабильность, ситуация будет аналогичной этому году. В дальнейшем же мы ждем только увеличения количества заходов, так как круизный рынок развивается, а нашему городу есть что предложить иностранным туристам. К тому же мы смогли наладить четкую систему приема судна: быстрый пограничный и таможенный контроль, обеспечение лайнеров всем необходимым, организация комфортной площадки для размещения туристических автобусов непосредственно на территории причала — все это повышает статус нашего порта в глазах руководства круизных компаний.
Сезон 2010 года был также богат на рекорды: в Севастополь зашел самый большой лайнер, когда-либо посещавший город, — голландский Westerdam (292,5 м); лайнер Europa стал самым комфортабельным за весь сезон — его особенностью считается бассейн с раздвижной стеклянной крышей, что позволяет пассажирам посещать его в течение круглого года. На теплоходе размещена коллекция редких антикварных произведений искусства; французская мега-яхта Le Boreal стала самым современным судном — она сошла со стапелей в начале 2010 года; впервые удалось поставить два иностранных судна одновременно к причалу у морского вокзала.
Таким образом, можно смело утверждать, что сезон удался. Но это не означает, что пришло время отдыхать: напротив, межсезонье — самый активный период для подготовки к следующему лету. А планы у торгового порта грандиозные: кардинально отреставрировать здание морского вокзала, придав ему современный привлекательный вид; благоустроить территорию причала; решить вопросы, касающиеся сотрудничества с Черноморским флотом Российской Федерации.
Ряд задач необходимо решить и городским властям: многое еще не сделано в плане повышения привлекательности Севастополя для иностранных туристов. Нужно разрабатывать новые маршруты и совершенствовать уровень оказания туристических услуг, продублировать названия площадей и улиц на английском языке, привести в образцовый порядок главные достопримечательности региона. Времени для этого остается не так уж много: 4 июня 2011 года Севастополь посетит первое судно нового сезона — лайнер Silver Wind.