Минтранс и ГАИ выступили за повышение штрафов за проезд переездов на запрещающий знак светофора. В дополнение к этому в Минтрансе предлагается целый комплекс мер для усиления безопасности на переездах.Инициатива, которая появилась сразу же после серии ДТП на переездах, обрела четкие очертания. За попытку проезда на красный свет предлагается ввести такую же ответственность, как за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, т.е. от 2550 до 3400 грн. Сейчас максимальная величина штрафа не превышает 800 грн.
Эта инициатива появилась не случайно. После серии резонансных ДТП на переездах в разных регионах Украины стало понятно, что эта проблема не всегда вызвана технической оснащенностью переездов. Как отмечает генеральный директор "Укрзалiзницi" Михаил Костюк, по статистике, количество ДТП на охраняемых и неохраняемых переездах приблизительно равно. При этом в последних ДТП в Марганце, Тарасовке и под Львовом во всех случаях катастрофа происходила из-за откровенно наплевательского отношения водителей к собственной безопасности и безопасности пассажиров. Как считают в ГАИ и транспортном ведомстве, повышение штрафов за такие нарушения должно повысить дисциплину среди водителей.
Ведь для реализации всех мер по безопасности переездов, представленных в последнее время, требуется несколько лет. В Украине насчитывается 5661 переезд, в том числе 2662 — с автобусным движением. Поэтому на нарушителей решили наступать сразу с нескольких сторон. Штрафы — один из вариантов, следующий — технический. Чтобы перекрыть переезды для нарушителей, в "Укрзалiзницi" и Минтрансе сейчас разрабатывают несколько программ по усилению безопасности на переездах. Они предполагают как строительство вместо переездов путепроводов, так и внедрение целого набора технических средств блокировки въезда на переезд. На эти меры предполагается тратить не менее 2 млрд грн в год (сейчас "Укрзалiзниця" тратит на обеспечение безопасности на переездах в среднем 300 млн грн в год).
В первую очередь будут усиливать меры безопасности по линии пролегания скоростных железнодорожных трасс. Каждый из переездов будет иметь максимальный уровень защиты, т.е. не менее четырех степеней защиты. Это четыре шлагбаума, полностью перекрывающие выезд на переезд, системы светосигнализации, видеонаблюдения. В качестве варианта также рассматривается строительство металлических барьерных установок. Схема предполагает поднятие специального барьера на высоту 40 см, что сделает невозможным выезд автомобиля на переезд. Правда, эта программа достаточно затратная: только барьерная составляющая переезда оценивается уже в 1,8 млн грн, а полная смета строительства переезда с системами видеонаблюдения, помещением дежурного и другими системами составляет 3,4 млн грн.
Еще один аспект заключается в надежности таких установок. В России большой скандал вызвал случай выезда на переезд КамАЗа, который умудрился протаранить металлический барьер и все-таки оказаться на пути следования локомотива. В связи с этим в "Укрзалiзницi" сейчас проводят дополнительные испытания таких систем на прочность, что и сдерживает их массовое внедрение.
Впрочем, железнодорожники предлагают и более основательные программы. "Укрзалiзниця" за собственные средства разработала несколько обучающих курсов для детей о правилах безопасности на железных дорогах. Это не только обыкновенные лекции или уроки безопасности, но и конкурсы детского рисунка и самодеятельности, посвященные данной проблематике. Таким образом, будущие водители с малых лет будут приучаться к пониманию: красный свет на переезде означает опасность.