Поклон примирению

В нашем городе проходят памятные мероприятия, посвященные 90-летию окончания Гражданской войны в Крыму и Исхода русской армии из Севастополя. Несколько особняком в их ряду стоит церемония освящения поклонного креста, состоявшаяся в минувшее воскресенье в районе дороги на Максимову дачу.Расположенную в этом месте балку в народе называют Расстрельной. Именно в ней в годы Гражданской войны осуществлялись жестокие акты так называемых Белого террора и Красного террора. Белые убивали красных, а красные — белых. Серьезные историки-краеведы называют приблизительно общее количество жертв с двух сторон — в пределах двух десятков тысяч.

Перед началом церемонии нашлось время побеседовать с известным в городе общественником, в прошлом руководителем городского Фонда культуры и истории имени Геннадия Черкашина Виталием Колчановым. На этот пропитанный болью участок севастопольской земли он пришел с фотографиями вековой давности. На них запечатлены близкие ему люди, в том числе и его дедушка Петр Дьяков.

Жестокая Гражданская война застала его большую семью в Алуште. Здесь Петр Иванович держал лавку. Где-то в горах произошла кровавая стычка между белыми и красными. В отместку последние захватили заложников из числа людей, которые показались комиссару представителями класса буржуазии. В заложники попал и Петр Дьяков.

Пешим порядком несчастных пригнали в Севастополь. Некоторое время их содержали на территории тюрьмы. От родственников принимались передачи узникам. Но вскоре от передач отказались, заявив, что заложники расстреляны в районе Максимовой дачи.

Осиротевшая семья осела в Севастополе. Как-то одной из дочерей погибшего, Наденьке, старшие дали мелочь со словами: "Поставь в церкви свечечку за упокой души отца и купи себе булочку". Девочка мелочь потеряла. Домой вернулась в слезах…

— Об этом я узнал 75 лет спустя, в 1992 году, — говорит Виталий Григорьевич. — Моя мама, Надежда Петровна, была в то время среди нас. Я дал ей деньги на свечку и булочку. На сей раз таким образом был помянут мой дед Петр Дьяков, погибший как заложник.

Виталий Колчанов продолжал:

— Я спросил маму, почему она молчала о судьбе своего отца и моего деда и о свечечке столько лет. Она сказала, что боялась рассказами о "буржуях" испортить биографии близких, среди которых были советские офицеры.

Металлический крест изготовлен кузнецами по проекту известного в городе архитектора Георгия Григорьянца. Он и автор проекта благоустройства прилегающей к кресту площадки. Георгий Саркисович говорит, что четыре саженца кипариса с одной ее стороны символизируют белых и столько же саженцев с противоположной стороны — красных. В центре, у креста, принялась березка, олицетворяющая Россию. Девять деревьев — 90 лет со дня окончания Гражданской войны.

Все это создано по замыслу создателей памятника. Но мудрая природа внесла свои коррективы. Так получилось, что крест установлен впереди роскошного куста терна. На Голгофу Спаситель шел в терновом венце. Терн — символ страдания.

Поклонный крест — памятник примирению соотечественников, вовлеченных в Гражданскую войну, уникален. На валуне в центре площадки прикреплена гранитная табличка со словами: "Они пали, любя Россию, в братоубийственной Гражданской войне…" По утверждению активистки из фонда Геннадия Черкашина А.В. Якушевой эти слова принадлежат писателю.

Состоялось освящение поклонного креста. Чин освящения провел иерей Владимирского собора в Херсонесе отец Александр. На состоявшемся митинге выступили: Виталий Колчанов, геральдмейстер Валерий Дорошко, сотрудница Севастопольского госархива Ольга Ивицкая, севастопольский поэт Виталий Фесенко и другие инициаторы установки поклонного креста и гости мероприятия. Кстати, к созданию памятника, кроме Фонда имени Геннадия Черкашина, причастны многие общественные организации, в том числе и благотворительный православный Фонд святого Луки.

Другие статьи этого номера