Сюжеты, написанные в состоянии транса

Рубрику ведет Леонид СОМОВ.

Весной нынешнего года я вернулся из города Липецка, где встречался (20 лет не общались!) со своим кумом, который долгие годы работал на Сахалине, занимаясь промыслом крабов. Теперь вот вышел на пенсию, вернулся на родину, наконец появилась возможность встретиться.

Его вторая жена, Тамара Петровна, при нашем первом знакомстве произвела на меня двоякое впечатление. Как женщина она была явно, как сейчас выражаются, "не моего формата": толстенькая, беленькая, даже, кажется, слегка косолапит. А я по жизни предпочитал всегда худых, стройных и темпераментных брюнеток.

Но не в этом суть. Тамара обладала феноменальными данными в области парапсихологии. Я гостил у Сережки неделю, но уже на четвертый день был просто поражен уникальными способностями его жены.

В чем же это выражалось? Утром четвертого дня моего гостевания Сережа предложил поехать в Липецкий краеведческий музей. Оказывается, там на днях открылась… персональная выставка художницы Тамары Бабкиной, то есть его жены. Я забыл упомянуть о том, что в трехкомнатной квартире Сережи и Тамары, что на ул. Плеханова, в третьей комнате располагалась мастерская — здесь Тамара рисовала по ночам свои картины. Но вся "соль" ее творчества была в том, что она писала… уже известные сюжеты талантливых русских художников ХIХ-ХХ веков.

…В 2006 году она с мужем поехала на рыбалку. Ночью разразилась гроза, и в палатку, где Тамара с Сергеем прятались от непогоды, ударила молния. Сергея она, по счастью, обошла стороной, а вот Тамару не пощадила: на ее теле расплавилось все, что было сделано из металла: "молния" на сапожках, серебряная цепочка на груди. Тамара получила серьезные ожоги, неделю лежала в реанимации. А когда вышла на работу (она была медсестрой), то вдруг ни с того ни с сего ощутила непреодолимую тягу к занятию живописью.

Что ж, купили мольберт, холсты, акварельные краски, набор колонковых кистей.

Творила свои вещи Тамара, как правило, при стечении весьма странных обстоятельств. Вечером ее вдруг одолевала дремота. Вроде бы и хотелось спать, а вроде бы и нет. Именно в эти минуты она как бы впадала в транс, бралась за кисть и, что любопытно, сразу двумя руками методично принималась наносить краски на полотно.

Из-под ее руки выходили копии картин (заметьте — один к одному!) наших знаменитых российских живописцев.

Таким образом в течение года она нарисовала "Пейзаж с рыболовом" Ореста Кипренского, "Фигуры казаков. Этюд к картине "Покорение Сибири Ермаком" Василия Сурикова, "Автопортрет" Константина Сомова, "Автопортрет" Козьмы Петрова-Водкина, "Нана" Константина Рудакова, "Бахчисарай. Гаремный сад" Петра Кончаловского…

В местном краеведческом музее вначале недоверчиво отнеслись к появлению в городе такого загадочного таланта. С Тамарой в 2008 г. долго беседовал профессор Петербургского энергоинформационного института, весьма был заинтересован медиумными способностями Тамары Бабкиной.

Но вот подошел час — и в музее открылась выставка работ Тамары, которые, кстати, весьма заинтересовали многих любителей русского живописного искусства: кто откажется от приобретения прекрасно выполненной копии картины, скажем, того же Репина или Васнецова…

Правда, права выбора у Тамары нет: что в состоянии транса она спонтанно получает "из рук" неведомого заказчика, то и проявляется на холсте.

Следует отметить один весьма важный нюанс: до встречи с молнией у Тамары были весьма смутные представления о творчестве великих или просто очень одаренных отечественных живописцев. А уж кисть в руки она брала очень давно — лишь на уроках рисования в 3-4-х классах средней школы…

…Я уезжал из Липецка со сложными чувствами. Конечно, встреча с Сережкой принесла большую радость. А вот от знакомства с его женой осталось впечатление прикосновения к загадочной стороне нашего многомерного, полного тайн мира…

Г. БЕСКРОВНЫЙ, мастер-кондитер.

ОТ РЕДАКЦИИ:

В "Интересной газете" на подобную тему время от времени публикуются занимательные примеры. Наиболее известным является опыт английского работника типографии Джеймса, которому удалось закончить роман Диккенса "Тайна Эдвина Друда" под диктовку… самого автора. Смерть настигла писателя, когда работа над романом была еще далека от завершения. И только благодаря чувствительности Джеймса к сигналам из потустороннего мира работу удалось закончить. После публикации полной версии даже самым скептически настроенным критикам пришлось признать, что текст целиком соответствует стилю и словарю Диккенса.

Известный психолог Ч. Ламброзо вывел специальный термин — "неосознанные проводники". В частности, по его сведениям, Ф. Томпсон в 1907 г. обратился в Американское общество психиатров и рассказал, что до недавнего времени он совершенно не интересовался живописью, а теперь испытывает постоянное желание рисовать. Беспокоило же его в этой ситуации то, что он сам не выбирает сюжеты своих картин, а кто-то делает это за него. Кроме того, он не помнит собственно процесса рисования: во время работы с ним случаются частые обмороки, а приходя в сознание, он обнаруживает, что картина уже завершена. Еще новоиспеченному художнику удалось установить, что он творит под воздействием известного пейзажиста Роберта Суэйна Гиффорда.

Пока ученым не удалось найти ответы на все естественно возникающие вопросы, нам остается только гадать о том, кто является истинным автором очередного шедевра: человек, который им представляется, или душа какого-нибудь гения, которая пользуется им как проводником?

Другие статьи этого номера