В ресторане музыка играет…

Музыка, песни у нас звучат с театральных подмостков, с телевизионных экранов, по радио… Но вспомним еще рестораны. В залах лучших из них не обходятся без инструменталистов и вокалистов — таких как заслуженная артистка Автономной Республики Крым Юлия Тесло.- Юлия Борисовна, вокал в ресторане — это отдельное направление в искусстве?

— Полагаю, что именно так можно сказать: отдельное. Я бы добавила еще: особое направление творчества. Не каждому певцу-профессионалу дано закрепиться в ресторане. Здесь нужно умение исполнять произведения различных жанров, причем необъятного репертуара. Необходимо еще обладать широким вокальным диапазоном. Это большая школа.

— Если это школа, то назовите, пожалуйста, ее самых способных выпускников.

— В ресторанах пели Лайма Вайкуле, Лариса Долина, Григорий Лепс… В этом ряду можно назвать исполнителей с громкими именами из несколько отдаленного от нас прошлого. Мало кто из кумиров публики в прошлом и настоящем избежал испытания рестораном.

— Чему учит его школа?

— В концертный зал зритель, слушатель идет, заряженный на конкретного исполнителя, на объявленную программу. В ресторане человек жаждет, образно говоря, хлеба и зрелищ. При этом он ведать не ведает, что ему будет предложено в плане музыкального меню. Требуется потратить немало усилий, чтобы перебросить невидимые мосточки между эстрадой и накрытыми столиками, вызвать доверие сидящих за ними к нашему творчеству. Надо, чтобы они полюбили нас. К посетителям мы уже расположены с самого начала.

В чем еще сложность? В концертном зале люди более-менее настроены на одну волну, в ресторане же первоначально сколько людей, столько вкусов и запросов. Попробуй угадай их. Но времени отпущено достаточно. Если в учреждении культуры сольный концерт длится 1,5-2 часа, в ресторане мы не оставляем эстраду в течение четырех часов. Это еще одна сложность, хотя, как представляется, и преимущество. Я могу сравнивать с позиции опыта, накопленного течение 12 лет в составе коллектива театра песни "Подворье", которым руководит заслуженная артистка Российской Федерации Алена Удалова, и нынче — в течение семи лет работы в зале ресторана.

— Театр песни "Подворье" — замечательный, любимый в городе самобытный коллектив. Я помню вас в его составе. Юлия Тесло трогательно смотрелась в образе невесты в песенно-хореографической композиции "Славянская свадьба". Юлия Борисовна, что дало вам "Подворье" в плане творческого подъема?

— Я выросла в музыкальной семье. В первой специализированной школе, где преподавала моя мама, я училась по классу гитары, а моя сестренка Аня — по классу фортепиано. Учебу продолжила в Симферопольском музыкальном училище имени П.И. Чайковского. Высшее образование получила в Институте культуры, возглавляемом поющим ректором Поплавским. В "Подворье" пришла из эстрадно-симфонического оркестра Бориса Миронова. То есть хочу сказать, как музыкант воспитывалась на классике. Гитара, и та была классической. Народной песни я не знала вообще. Классическая гармония — это одно, а гармония народная — это совершенно иное. Это открытие, сделанное рядом с Аленой Удаловой, показалось мне очень и очень интересным. Я по-настоящему увлеклась народной песней.

— В этом вы убедились не только во время концертов в родном городе, но и гастролируя в больших и малых городах Украины и России.

— С народной песней мы ездили и на фестиваль, проводившийся в Латинской Америке. Успех был оглушительным.

— Так что вы обладаете набором ключей к сердцам и душам любителей подлинного искусства. Срабатывают?

— Еще как, но не всегда сразу. Однажды в ресторане бросилась в глаза одинокая молодая женщина за столиком. Привлекли внимание ее полные грусти глаза. Я пела словно для нее одной. Смотрю: на первую, вторую, третью песни, как ни старалась, реакции никакой. Наконец, удалось угадать настроение одинокой посетительницы ресторана. Это была песня о несчастной любви, разлуке с близким человеком. Контакт был установлен…

— Юлия Борисовна, в каком направлении меняются музыкальные вкусы и пристрастия слушателей?

— В какой-то момент мы наблюдали и ощущали момент усложнения музыки. Люди ее слушали на концертах, в записях, собственно, и продолжают слушать. Но проблема в том, что современные ритмы человеку не воспроизвести. А душа человека поет, в определенной обстановке он сам порывается петь.

— Этим и объясняется оглушительный успех некогда осуществленного на телевидении проекта "Старые песен о главном".

— Песни советской поры — душевные, светлые, это беспроигрышный вариант в любой аудитории, даже в молодежной. Возраст здесь не играет роли. У всех глаза горят. Такие песни объединяют поколения.

— Есть ли произведения, которые вам особенно приятно петь и которые неизменно нравятся слушателям?

— Таких песен несколько. Но первая в их ряду — песня-молитва из репертуара А. Бачелли. Ее заказывают часто.

— Здесь недалеко и чаевые. Как вы относитесь к ним?

— Нормально, как к одной из форм благодарности за доставленную радость.

— Вы, Юлия Борисовна, женщина видная, тем более талантливая исполнительница. Наверное, кто-то из гостей ресторана пытается приударить за вами…

— Кому не приятно внимание? Но я отношу его только к своему творчеству. Значит, неплохо спела. Хочется в это верить.

— Ресторан. Вино, водка рекой. Есть ли угроза увлечься выпивкой? Такие факты, к сожалению, не редкость у людей творческих профессий.

— Буду предельно откровенной. Лет 20 назад худший вариант мог угрожать и мне. Что заставило остановиться? Работа. Высокая конкуренция на этом рынке. Профессионализм и злоупотребление спиртным несовместимы нигде, и на творческой ниве тем более. Так оценивают профессионализм и хозяева ресторанов. Музыканты и вокалисты за столиком с выпивкой не только не приветствуются ими, но и категорически не допускаются. Об этом и речи быть не должно. Кто этого не понимает, долго в ресторане не задерживается, какими бы вокальными данными ни обладал. Работа есть работа. Отдыхают гости ресторана, а мы трудимся.

— И ни капельки?

— Ни капли.

— Если бы десяток совершенно разных людей составили список самых раскрученных шоуменов, он получился бы предельно кратким и очень похожим. Как вы к этому относитесь?

— Вопрос очень сложный. Всегда ли звезд эстрады зажигают почитатели? Не задействованы ли здесь, мягко говоря, финансовые возможности, а то и способности переступить через самоуважение, принципы? Может, они сильные личности, а кто-то слаб.

— Скорее, наоборот, псевдо-преуспевающие слабы.

— Я не могу так сказать… Определенно не знаю. Если же говорить о моей скромной персоне, то это не для меня.

— Что, кроме ресторана, важно для вас??

— Все эти годы я пою вместе с Александром Бузычкиным — высокопрофессиональным исполнителем. В иных аудиториях мы выходим к публике с произведениями классического репертуара. С сестренкой, заслуженной артисткой России Анной Масориной, сложился еще один проект. С Аней мы обратились к народным и авторским песням.

— Успехов вам! Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера