Аниматор

Сегодня, когда Севастополь превратился в одну большую съемочную площадку, трудно удивить обывателя фразой вроде: "А вы знаете, в городе снимается кино". Даже наши замечательные дедушки и бабушки с удовольствием подрабатывают статистами в массовках столичных блокбастеров. Все логично, ведь не будем забывать, что именно Севастополь был родиной первого российского игрового полнометражного фильма. Но вот про создание мультипликации в нашем расчудесном городе лично я ничего не слыхал — значит, ее не было! А тут услышал и даже увидел, и — вот вам эксклюзивное интервью с создателем первого полнометражного (!) мультипликационного фильма о Севастополе Виталием К. в самой "анимационной" рубрике "Профили".Нет, не подумайте, Виталий вовсе не в розыске, да и фамилия у него вполне приличная. Просто он — суеверный и до выхода в свет своего первенца не хочет ни оваций, ни презентаций, ни интервью прессе. Со мной согласился поговорить лишь потому, что ему нравится слоган рубрики — "Время жить в Севастополе!". Виталий — Патриот с большой буквы! Причем не Крыма, а именно Севастополя, в котором родился и почти вырос. Потом волею судеб (мама вышла замуж за голландского бизнесмена) стал "гражданином мира". Учился в Сорбонне, потом — в Варшаве, потом — в Москве. Диплом художника компьютерной графики, с которым его взяли бы в любое престижное рекламное агентство мира… Ан — нет! Виталия вдруг потянуло на Родину, в Севастополь. С собой он привез "навороченный" компьютер, множество программ и идею — сваять анимационный фильм о сегодняшнем Севастополе через призму его не такой уж долгой, но трагичной истории. Из тех фрагментов, что я увидел, — бомба!

Живет он в однокомнатной "хрущевке", в которой же родился и провел детство. Тахта, голые стены, ископаемый кухонный стол, две табуретки — все! Остальное — компьютеры, мониторы, видеомагнитофоны. Из дома выходит лишь для того, чтобы купить немного еды, кофе, сигарет и корма для кота. Но при этом он в свои двадцать семь лет абсолютно счастлив. Каждый день, точнее, каждую ночь (работать Виталий предпочитает по ночам, а днем отсыпается), "снимает" по три-четыре минуты экранного времени будущего мультфильма, в котором многие из нас узнают себя.

— Знаешь, сначала я хотел назвать свой проект именно так: "Время жить в Севастополе". Потом передумал, ведь это — плагиат. Теперь рабочее название звучит так: "Периметр".

— Ого! Чем-то напоминает геометрию…

— Никакой геометрии! Периметр — это изоляция от внешнего мира. Мой город всегда ассоциировался у меня именно с изоляцией. Мы — другие, иные… Будто из инкубатора. Севастопольцы не похожи ни на какую нацию, национальность, народность… Мы словно наследники Атлантиды: другие менталитет, образ мышления, поведенческие реакции. Я помню, что меня в Европе всегда отличали от русских, украинцев, белорусов и выходцев из республик бывшего Союза. И мне это импонировало. Нет, я не чувствовал себя избранным или членом какой-то касты, — это другое. Но я гордился тем, что я — севастополец! Люди, прожившие в "периметре" хотя бы несколько лет, сохраняют в себе этот синдром изоляции на всю жизнь. Вспомни: сначала нас пытались изолировать от мира турки, потом — французы и англичане, потом — немцы, потом — руководство СССР, сделавшее нас закрытым городом, когда даже близкие родственники не могли попасть сюда. Нас изолировали от Крыма, напрямую подчинив Москве. Теперь переподчинили Киеву… Сколько поколений севастопольцев прожило в изоляции: это не могло пройти бесследно для потомков. "Периметр" запечатлен в генетической памяти каждого из нас. Может быть, именно в этом кроются причина самодостаточности каждого жителя, какая-то вызывающая гордость за свой город, непохожесть на какого-либо другого человека. Мне есть с кем и с чем сравнивать!..

— Ладно, я тоже поощряю севастопольский шовинизм, но все-таки давай поближе к анимации. Почему мультик? Это вроде как несерьезно, для детей…

— Правильно сказал: "Для детей"! В этом мире все надо делать для детей, ведь уже завтра они будут жить в этом мире по законам, которые для них оставили взрослые, но с теми поправками, которые внесут они. А правки будут зависеть от того, на каких идеалах они воспитаны, верно? И если мультики — прямой путь к разуму ребенка, то снимать и показывать надо именно мультики. Хотя я лично уверен, что хорошие мультфильмы на взрослых оказывают еще большее воздействие, чем сериалы или ток-шоу. Вот у тебя есть какой-то любимый мультфильм?

— Конечно. И не один… Обожаю все работы Юрия Норнштейна! Как-то в разговоре с ним я назвал его "библейским пророком для нескольких поколений"! А "Ежик в тумане" и "Песню песней" до сих пор считаю философскими шедеврами!

— Вот видишь, взрослые не меньше детей воспринимают истинное! Только профаны считают мультики чем-то несерьезным и шуточным. На самом деле анимация, как и карикатура или комиксы, в сжатой форме передает огромный объем информации, учит различать категории добра и зла, верности и предательства… Мне не стыдно признаться, что я до сих пор рыдаю, когда смотрю мультфильм "Мама для мамонтенка". Да, представь, слезы сами катятся из глаз. Вот такой же фильм я и хотел бы снять о Севастополе и для севастопольцев. Я бы тоже хотел, чтобы зрители плакали, наблюдая за нашей трагической историей. И не только сегодня, но и через много лет!

— Насколько я осведомлен, анимация — кропотливый труд десятка людей в течение года, а то и больше…

— Уже нет. Мне очень жалко того же Норнштейна и многих других, которые работали с нарисованным изображением и утомительной покадровой съемкой. В те времена не было мощных компьютеров и программного обеспечения. Жаль… Сколько шедевров так навсегда и остались в головах создателей. Сейчас, в эпоху хай-тек, процесс визуализации идеи значительно упростился. Ты работаешь в одиночку с программами, которым задаешь вектор движения объекта внутри кадра. При этом с любой сканированной фотографии или, что еще лучше, фрагмента видео можно добиться абсолютного портретного сходства. Совсем скоро профессия киноактера станет неактуальной, ведь по сохранившимся киноархивам можно будет реанимировать любого мэтра: Чаплина, Гарбо, Раневскую, Янковского… При всем моем уважении к ним. Это — как клонирование. Так что, скорее всего, компьютерная мультипликация отправит на пенсию весь современный кинематограф.

— Надеюсь, до этого не дойдет. Мы снова отвлеклись на технические нюансы. О чем твой мультфильм и кто в нем главные герои?

— Я же говорил, что о Севастополе! Волшебная история Севы и Полины, которые научились, взявшись за руки и закрыв глаза, оказываться в любой эпохе. В этом эпизоде они оказываются в гуще Альминского сражения, в следующем — улетают на последнем самолете вместе с командующим ЧФ с мыса Херсонес или оказываются в инкерманском госпитале за несколько минут до взрыва, тут они — на линкоре "Новороссийск", а здесь — в разгар бандитских войн и попытки передела города… Они смогут проводить эскадру, отправляющуюся в Бизерту, они закроют глаза смертельно раненному Павлу Нахимову… Они окажутся в подводной лодке "Камбала" и на крейсере "Отважный". Они смогут предотвратить пожар на вертолетоносце "Москва". Мои герои станут свидетелями реставрированных резонансных преступлений. У меня собран богатейший архив на всех людей, которые, так или иначе, оставили свой след в истории Севастополя: градоначальники, главкомы, партсекретари, мэры, "крестные отцы", депутаты, президенты… Скучно не будет ни детям, ни взрослым!

— Ну да, особенно тем, кто узнает себя! Вот они уж точно заплачут от увиденного. Покажи какой-нибудь фрагмент.

Увиденное описывать не буду во избежание разночтений в отношениях к тем или иным событиям, происходившим в нашем славном городе. Могу сказать одно: сходство персонажей мультфильма со своими прототипами просто ошеломляет! Действительно: еще немного времени — и игровое кино станет неактуальным. А еще очень впечатлила батальная сцена на Малаховом кургане — полное ощущение присутствия на месте сражения. Спецэффекты и стереозвук лишь добавили достоверности. Даже не верилось, что все отсмотренное сотворено одним человеком! У меня остался только один вопрос: "Зачем?"

— Виталий, а ты не боишься субъективной оценки пересказанной тобой истории? То, что фильм получится ярким и зрелищным, я уже понял. Поэтому его будут смотреть не только в Севастополе… Не чувствуешь себя единоличным автором новейшей истории?

— Ну, во-первых, этот фильм не претендует на истину в высшей инстанции — он лишь иллюстрирует общеизвестные факты и события. Во-вторых, как и в любом мультике, сам зритель решает: где добрые силы, а где злые, где правда, а где — подлая ложь… К тому же мои герои — Сева и Полина, которые всегда оказываются в гуще событий, сохраняют оптимизм и веру в победу справедливости, так что… хэппи-энд гарантирован. И в мультике, и в жизни!

Очень хотелось бы на это надеяться, ведь одно дело — увидеть себя персонажем мультфильма, другое — жить в это замечательное время! Не хотелось бы однажды понять, что твоя жизнь — не более, чем компьютерная игра, которой руководит некий ее создатель наподобие Виталия… А может, так оно и есть?! В любом случае размышлять уже поздно, надо жить, помня, что каждый твой поступок со временем может стать объектом пристального исследования "мультипликаторов". А еще не забывать, что?.. "Время жить в Севастополе"!

Другие статьи этого номера