Приключения итальянца в Севастополе

"Добро пожаловать, мы вас не ждали!" — такими словами можно наиболее наглядно охарактеризовать готовность города к туристическому сезону. Кто-то скажет, что в ноябре рано думать о лете. Возможно, но как показывает практика, весной уже становится поздно предпринимать какие-либо действия, и они снова откладываются на неопределенный срок. Решив нарушить эту традицию, Севастопольский морской торговый порт начал подготовку к новому круизному сезону, как только бухту покинул последний лайнер этого года.Круизный бизнес показал свою эффективность во многих странах мира. Для европейских городов, особенно расположенных в зоне теплого климата, это, значительная часть доходов местного бюджета, мощный фактор развития туристической инфраструктуры, благоустройства территории, разработки новых маршрутов. Несколько лет назад Крым так же гордо заявил, что готов принимать иностранные суда. Однако от заявления до действительно качественного сервиса — пропасть. Подведение итогов круизного сезона-2010 в Севастополе заставило задуматься: "Каким видят наш город иностранные туристы?"

Суда с пассажирами типа "река-море" обычно ошвартовываются к причалу N 157 в Артиллерийской бухте. Согласно правилам приема подобных судов, иностранные гости должны сходить на берег в зоне таможенно-пограничного контроля, после чего рассаживаться по автобусам и отправляться на незабываемые экскурсии по Крыму. Именно так все и происходит в районе причала N 143, расположенного у морского вокзала. Многие агенты просят поставить их "подшефные" суда к этому причалу, совершенно игнорируя Артиллерийскую бухту. Хотя по всем параметрам в ней оптимальнее всего располагаться небольшим теплоходам, ведь это самый центр города!

Что же отпугивает организаторов круизов? Если обобщить все причины, то получится краткий ответ: все! Нарушены абсолютно все требования, необходимые для полноценной работы с теплоходами. Многочисленные бары и кафе, соседствующие с причалом, чувствуют здесь себя "как дома" и активно осваивают чужую территорию, забыв, что она предназначена для посадки и высадки пассажиров, а не для развития их бизнеса. Как так получилось, сегодня уже сложно сказать: в течение многих лет интересы Севастопольского торгового порта игнорировались. Но сегодня, когда встал вопрос о реальном развитии круизного бизнеса и инвестиционной привлекательности города, пришло время навести порядок и создать надлежащую зону приема иностранных пассажиров.

На первый взгляд, картина в Артиллерийской бухте практически идиллическая: симпатичные кафешки гостеприимно распахивают свои двери гостям Севастополя, отдыхающие не спеша прогуливаются по набережной, наслаждаясь морским воздухом, веселая музыка приглашает окунуться в мир танца. А теперь давайте проведем эксперимент и посмотрим на ситуацию глазами иностранного туриста, который прибыл в наш славный город на белоснежном теплоходе.

К примеру, эмоциональный итальянец в предвкушении встречи с легендарным Севастополем спускается с трапа и… его никто не встречает! Экскурсионные автобусы не могут проехать к теплоходу, так как весь причал заполнен личным легковым автотранспортом. К слову, несколько лет назад руководство порта по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией города установило перед въездом на причал дорожный знак "Движение запрещено", на который, разумеется, водители не обращают внимания, при этом машины проносятся по заполненному людьми причалу на полной скорости.

Слегка расстроенный турист продолжает движение к автобусу, но вот очередное препятствие — вся дорога испещрена ямами и ухабами. Грузовые машины, подвозившие материалы для строящегося в районе мыса Хрустального здания, давно разбили тротуар. Грузовики уехали, а ямы остались.

Слегка раздосадованный и оторопевший уроженец славной Венеции, наконец, добрался до автобуса и благополучно уехал на экскурсию. После ее окончания группа снова оказалась на площади 300-летия Российского флота. Уставший турист решает отдохнуть в одном из заведений, находящемся на причале. Заходит, выбирает столик и делает заказ. В этот момент к нему подходят несколько человек и просят пересесть, так как под столом находится колодец с водомером Севастопольского торгового порта. По договору с владельцем ресторана администрация порта разрешила ему занять часть причала под легковозводимую конструкцию (другими словами, сделать летнюю площадку, поставить столики под навесом). Воспользовавшись ситуацией, ресторатор вымахал капитальное здание, "замуровав" государственный колодец под одним из столов обеденного зала и подарив таким образом посетителям эксклюзив в виде… люка под ногами.

Поужинав, иностранец отправляется на теплоход, и тут его до утра "приветствуют" зажигательные ритмы, несущиеся с баржи-дискотеки White People, которая, кстати, при заключении договора с портом о стоянке была описана владельцем баржи как плавпричал. Теперь государственное предприятие доказывает, что этот шумный "плавпричал" совсем не похож на тот, что был указан в договоре…

Утром теплоход отправится в следующий порт, пассажиры будут вечно хранить в памяти впечатления от славного Севастополя. Только захотят ли они вернуться сюда еще раз? Возможно, мы несколько сгустили краски, описав злоключения мнимого итальянца? Но как показывает опыт, зарубежные гости весьма педантично относятся к сервису и внешнему виду городов.

Руководство порта обратилось к председателю СГГА с просьбой установить шлагбаум перед въездом на территорию причала N 157, чтобы защитить его от "нашествия" машин. Если это решение будет поддержано, до начала нового круизного сезона у Севастополя еще останется время все исправить и показать свое истинное, без гримас лицо, которым мы сможем по праву гордиться.

Другие статьи этого номера