Украденные метры

Акры земли, которые "потеряны" для пешеходов, могли бы стать дополнительным источником финансирования городского бюджета.
30 ноября депутатам городского совета VI созыва пришлось собраться на внеочередную сессию городского совета, чтобы экстренно внести изменения в бюджет города уходящего года. Оказалось, что для того, чтобы достроить ряд объектов, запланированных к сдаче, необходимо изменить источники их финансирования. Затраты на объекты канализования в сельской зоне город возлагал на специальный фонд. Но к концу года он так и не получил запланированных доходов от продажи земельных участков, а также — от арендной платы за землю.

Неделей раньше заместитель председателя Севастопольской госадминистрации Игорь Локтионов на брифинге также затронул "земельно-денежные отношения".

"Сегодня земельный налог и ставки земельной платы в Севастополе достаточно низкие. Мы отталкиваемся от стоимости земли. Ее оценку нужно проводить раз в 4-5 лет. У нас ее как раз проводили, если мне память не изменяет, пять лет назад. Это реальный местный источник наших доходов. И я думаю, тут есть над чем поработать", — сказал Локтионов.

По его словам, бюджет этого года в городе выполнен по всем показателям, кроме бюджета развития. Его дефицит составит 14-15 млн грн. Локтионов видит основную причину в том, что властям не удалось организовать земельные аукционы: "На прошлой неделе был выкуплен один участок под жилищное строительство. Пока заявок больше нет. Это связано с состоянием экономики и настроением инвесторов".

Уповать на настроение инвесторов не стоит. А стоит кому-то из руководства города хотя бы пройти по центру города (лучше, чтобы было многолюдно), чтобы обратить внимание на возможные источники дополнительного финансирования бюджета. Ключевые слова здесь — "пройти" и "обратить внимание". Поскольку: а) из окна служебного или даже личного автомобиля проблему не увидеть; б) мы не утверждаем, что наш рецепт — панацея или готовый механизм, но очень надеемся на то, что он будет взят на заметку.

Итак, пройдем по Большой Морской, чья историческая архитектурная внешность была изменена с легкой руки или при попустительстве опять же городских властей. Как было раньше, многие помнят: вот дом, вот подъезд или же крыльцо. Сегодня, когда бизнес расцвел на первых этажах, на фасад одного дома приходится по три подъезда, четыре крыльца и один вход в подвал. О том, чтобы все решения (не то что по всему кольцу города, хотя бы по одному фасаду) были выполнены в едином архитектурном стиле, мы даже не пытаемся говорить — бесполезно.

Но оставьте горожанам хотя бы тротуары! Ведь лестницы, свергаясь с бывших первых, жилых, а ныне бизнесовых этажей, выплескиваются на тротуары, поглощая их квадратными метрами. С миру по нитке — голому рубашка. Здесь — в том же стиле: с крыльца метр — у города площадь. Дошло до того, что в некоторых местах на главной городской улице вдвоем разойтись еще можно, а втроем — уже проблематично.

А если в этом месте, играя роль уличного зазывалы, установлен еще и штендер ("выноска", "скрепка", "прищепка", "книжка"), то проблема перемещения по городским тротуарам еще больше осложняется. И в этой связи возникает вопрос: если горожане испытывают неудобства от такого бизнеса, то почему бы городу не взимать за эти их неудобства деньги с бизнесменов? С тех, что, построив для своих целей лестницу, "оторвали" метр-другой городской земли и не заплатили за нее городу ни копейки.

Или с тех, кто грубо нарушают закон Украины "О рекламе", пункт 3 статьи 16 которого ("Внешняя реклама") однозначно запрещает размещение внешней рекламы, к коим в том числе относятся и штендеры, на пешеходных дорожках и аллеях. Есть статья — придумай распоряжение, штрафани — пополни городской бюджет. Вот ведь за самовольных расклейщиков объявлений взялись, можно продолжать в том же духе.

Это мы только по Большой Морской "пробежались", но ведь проблемы "украденных" метров — по всему городу. Чтобы убедиться, достаточно пройтись, споткнуться о выступающую лестницу или прослаломировать мимо "выносок" — они понятия материальные.

Кстати, специфическим местным налогом или оброком могут быть обложены даже нематериальные объекты. Так, в Венеции такой налог был введен в 1993 году. Под него попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность — на городские земли. Понятно, что тень очень сложно убрать, поэтому налог приносит в казну Венеции довольно много денег. Но для нас это пока — высший пилотаж.

Дмитрий ЖЕЛНИН.

Глас народа

ЗАНЯЛ ПОД РЕКЛАМУ ЗЕМЛЮ ГРОМАДЫ — ПЛАТИ. А ВАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ?

Максим, молодой специалист:

— Если занял землю, причем не только под рекламу, а любой бизнес, — плати. Помнится, ваша газета уже писала о кафе "Черный кот". Действительно, часть тротуара занята столиками. И люди вынуждены лавировать или обходить по дороге. Кстати, похожая ситуация и с рестораном "Макдональдс", где столики заняли большую площадку. А поток людей устремляется по узкому тротуару. За неудобства, причиняемые горожанам, надо платить, хотя бы в виде дополнительного городского сбора.

Иван Николаевич, пенсионер:

— Прогрессивные градоначальники самым решительным образом расправляются с ларьками в центре города. В свое время Борис Кучер убрал ларьки из центра Севастополя. В Москве новый мэр также принимает такие же меры. Правда, там другие масштабы. Но суть — та же. И это можно только приветствовать.

Василий, художник:

— Очень много в городе мест, где возле кафе, магазинов расставлены столики. Они мешают прохожим. Не уверен, что за это владельцы баров, кафе платят сполна. Этим должны заняться и управление архитектуры и градостроительства, и налоговая.

Людмила Дмитриевна, педагог:

— Серьезная проблема — обустройство первых этажей жилого фонда под дополнительные помещения, офисы. И нередко пристройки либо лестницы выходят прямо на тротуар, к проезжей части, мешая перемещаться транспорту. Между тем разрешения на реконструкцию в большинстве случаев, видимо, выдаются. И это неправильно. Придомовая территория должна быть: во-первых, удобна для жителей, их передвижения; во-вторых, радовать глаз. А когда человек приходит с работы и видит пристройки, которые портят настроение, то чувствует дискомфорт. Тут есть элемент социальной напряженности, который надо всячески нивелировать.

Оксана Васильевна, жительница ул. Б. Морской:

— Многие торговые организации свои рекламные щиты выставляют посреди тротуаров. С помощью этой рекламы они предлагают купить товар или рекламируют свои услуги. Это надо продумать. Реклама нужна. Но съемные щиты могут быть размещены на фасаде зданий или в непосредственной близости возле дверей, не мешая жителям города прогуливаться по центральным улицам. А тут зимними вечерами рискуешь наткнуться на рекламный щит и получить травму.

Владимир Михайлович, офицер запаса:

— В таких вопросах следует ввести контроль. С другой стороны, у нас много проверяющих органов. Поэтому взяточничество и развелось. Предприниматели не хотят еще за что-либо платить, потому что эти средства, по их мнению, пойдут на чье-либо обогащение. Но эти взаимоотношения контролирующих органов и предпринимателей нужно отрегулировать. Лично я считаю, что платить за использование земли в коммерческих целях нужно, но при этом все должно быть исключительно в рамках закона.

Другие статьи этого номера