Для юристов из налоговой службы Неделя права длится круглый год

Всеукраинская неделя права, учрежденная президентом Украины два года назад, в этом году проходит с 6 по 11 декабря. В этот период проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности граждан и информирование их обо всех существенных изменениях в законодательстве. Активное участие в акции принимают и юристы налоговой службы нашего города. В юруправлении ГНА в Севастополе и РНИ работают 24 высококвалифицированных специалиста. Мы обратились к начальнику юруправления ГНА в Севастополе Ирине Медведевой и задали ей ряд вопросов. — Ирина Григорьевна, будет ли чем-то отличаться работа ваших сотрудников в период Недели права?

— Безусловно, Всеукраинская неделя права — очень важное и значимое мероприятие для всех юристов нашего государства, в каких бы ведомствах они ни работали. Но хочу отметить, что мы открыты для граждан не только во время проведения этой государственной акции. Для юристов из налоговых органов Неделя права длится круглый год.

— В чем, на ваш взгляд, заключается правовой статус человека и гражданина?

— Главным элементом правового статуса человека и гражданина являются его права, свободы и обязанности, которые не только фиксируют стандарты поведения, но и раскрывают основные принципы взаимоотношений государства и общества. Но, обеспечивая права и свободы, государство требует от человека определенного поведения, что находит отражение в системе юридических обязанностей, ненадлежащее исполнение или неисполнение которых несет за собой юридическую ответственность. Так, конституционным долгом каждого гражданина является обязанность платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. И надлежащее юридическое сопровождение данного процесса имеет первоочередное значение.

Правовая работа в органах ГНА — не только работа юрслужбы, но и целый комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения строгого соблюдения законодательства во всех сферах хозяйственной, исполнительно-распорядительной и общественной деятельности. Они способствуют устранению недостатков в правовом обеспечении работы налоговой службы, а также созданию правовых возможностей для бизнеса предпринимателей. Позитивные перемены, происходящие в политике и экономике Украины, требуют справедливой и стабильной налоговой системы. В условиях построения правового государства естественным является процесс пересмотра и обновления законодательства. Какая-либо двусмысленность формулировок приводит к разночтению, различному толкованию при применении норм действующего законодательства субъектами предпринимательской деятельности, которые пользуются этим для уклонения от уплаты налогов. Следует помнить, что именно в случае добровольной уплаты налогов эффективно решаются задачи по наполнению бюджета и, соответственно, финансирование важнейших соцпрограмм.

— Если у граждан возникают вопросы, как им обратиться в органы налоговой службы?

— Обращение может быть устным (на личном приеме) или письменным, направленным почтой или переданным гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо. Во всех районных налоговых инспекциях, а также в администрации созданы и функционируют приемные граждан. В них проводят личные приемы руководители налоговой службы. Графики приемов размещены на стендах в здании учреждения, а также ежемесячно публикуются в региональных СМИ.

— Есть ли какие-либо особые требования по составлению письменного обращения в налоговую службу?

— В соответствии со статьей 5 закона Украины "Об обращениях граждан" в письме должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место проживания гражданина, изложены суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть обязательно подписано заявителем (заявителями) с указанием даты.

— Каковы сроки рассмотрения обращений и какие существуют правила ответов на них?

— Обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию к рассмотрению. Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения. Кстати, граждане имеют право обращаться в органы госвласти на украинском языке или другом языке, понятном для сторон, в частности на русском. Ответы на такие обращения могут даваться на языке общения заявителя.

Обращения граждан рассматриваются и решаются в течение одного месяца со дня их получения. Если обращение не требует дополнительного изучения, то оно может быть рассмотрено в течение 15 дней. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, то руководитель или его заместитель устанавливают необходимый срок для рассмотрения, о чем письменно сообщается лицу, которое подало обращение.

Если в обращении заявителем содержится просьба рассмотреть заявление в его присутствии, то он будет предварительно уведомлен о дне рассмотрения и приглашен. Заявитель также имеет право знакомиться с материалами проверок, пользоваться услугами адвоката, высказывать устное или письменное требование о соблюдении тайны рассмотрения жалобы (заявления). При рассмотрении обращений граждан органы госвласти должны объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления и жалобы, давать обоснованные и исчерпывающие ответы.

— Могут ли обращения граждан не рассматриваться и в каких случаях это происходит?

— Да, в соответствии со ст. 8 закона Украины "Об обращениях граждан" обращения в некоторых случаях не рассматриваются. Если в письменном обращении не указано место проживания, нет подписи автора, то такое обращение считается анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются повторные обращения от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое обращение решено по сути (повторные обращения). Также не рассматриваются обращения граждан, признанных судом недееспособными. Обращение, оформленное без соблюдения требований, возвращается заявителю с соответствующим разъяснением не позднее 10 дней со дня его поступления.

Если затронутый вопрос в полученном обращении не относится к полномочиям органов налоговой службы, то в пятидневный срок обращение пересылается по принадлежности соответствующему компетентному органу, о чем уведомляется заявитель. Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются. Хочу подчеркнуть, что обращения граждан (заявления, жалобы, предложения) не следует отождествлять с обжалованием в административном порядке налоговых уведомлений о доначислении налоговых обязательств и решений о применении штрафных санкций.

— А если налогоплательщик не согласен с решением налоговых органов, можно ли его обжаловать и как правильно это сделать?

— Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать решение в административном (через органы налоговой службы) или в судебном порядке. Плательщикам следует знать, что сам акт, составленный работниками налогового органа по итогам проверки, обжалованию не подлежит. Но при несогласии с фактами, отраженными в акте проверки, налогоплательщик может в течение трех рабочих дней со дня получения экземпляра акта обратиться в налоговый орган, работники которого проводили проверку, с соответствующими возражениями. Чтобы начать процедуру административного обжалования, налогоплательщику необходимо первоначально обратиться с жалобой в течение 10 дней со дня получения акта в налоговый орган, который принял такое налоговое уведомление-решение. Первичная жалоба рассматривается в течение 20 дней со дня поступления. При этом руководитель соответствующего налогового органа имеет право продлить срок рассмотрения жалобы до 60 дней. Только после рассмотрения первичной жалобы заявитель может обратиться в вышестоящий налоговый орган с повторной жалобой. Решение ГНАУ, принятое по результатам рассмотрения жалоб (заявлений) налогоплательщиков, не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть оспорено в суде.

— И каков же порядок судебного обжалования решений органов государственной налоговой службы?

— Отмечу, что налоговой службе регулярно приходится отстаивать интересы казны в различных судебных инстанциях. Так, в 2010 г. на рассмотрении в судах всех инстанций находится более 2000 дел с участием налоговой службы Севастополя на общую сумму около 500 млн грн, из них около 450 дел на сумму почти 400 млн грн — по искам налогоплательщиков к органам налоговой службы.

На сегодняшний день общий срок обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица, определенный частью 2 статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины, уменьшен с одного года до шести месяцев. Кроме того, новая редакция части 5 статьи 99 Кодекса предусматривает специальный сокращенный срок в один месяц для обращения лица в административный суд с иском об обжаловании решения субъекта властных полномочий, на основании которого последним может быть заявлено требование о взыскании денежных средств.

Следует заметить, что административный иск, поданный после истечения сроков, установленных законом, не рассматривается. Но суд по заявлению лица, подавшего иск, может восстановить пропущенный срок при наличии достаточных на то оснований. Суд рассматривает административное дело по исковому заявлению. Оно подается в суд первой инстанции лично заявителем, его представителем или по почте. По просьбе истца служащим аппарата административного суда может быть оказана помощь в оформлении искового заявления.

Судебные решения (постановления, определения) по административным делам, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Лицам, участвующим в деле, обеспечивается право на апелляционное и кассационное обжалование решений админсуда, кроме случаев, установленных Кодексом.

Судом кассационной инстанции по админделам является Высший админсуд Украины. Стороны и лица, участвующие в деле, имеют право обжаловать в кассационном порядке судебные решения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также судебные решения суда апелляционной инстанции полностью или частично. Кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции в течение 20 дней после вступления в законную силу судебного решения суда апелляционной инстанции. В свою очередь, решение суда кассационной инстанции может быть пересмотрено по заявлению сторон в Верховном суде Украины. Постановление Верховного суда Украины является окончательным и обжалованию не подлежит.

— В заключение беседы: что бы вы пожелали севастопольцам?

— Платите налоги вовремя и в установленном законодательством размере. И помните: незнание законов не освобождает от ответственности. Особо подчеркну: с любым вопросом вы всегда можете прийти к нам — мы открыты к диалогу.

Другие статьи этого номера