Раиса ПОПОВА: "Жизнь как аромат человеческого общения"

Нет необходимости представлять нашим читателям Раису Ивановну Попову, члена Национального Союза художников Украины, ответственного секретаря и члена правления севастопольской городской организации НСХ Украины, заслуженного работника культуры Автономной Республики Крым. Более десяти лет (по 1985 год) Раиса Ивановна возглавляла Севастопольский художественный музей. А до этого были годы плодотворной искусствоведческой работы в музее Волошина в Коктебеле и Симферопольском художественном музее. Раиса Попова — автор книги "Максимилиан Волошин — художник", десятков каталогов, альбомов, буклетов, сотен статей, опубликованных в периодической печати, сценариев радио- и телепередач, посвященных изобразительному искусству. Мы помним, как часто на страницах газеты "Слава Севастополя" она на высоком профессиональном уровне с неизменной доброжелательностью рассказывала о творческих исканиях и находках художников Севастополя, Крыма, СССР, о неординарных выставках, проводимых в залах музея, которые будоражили жителей и гостей нашего города.
Сегодня Раиса Ивановна отмечает свой юбилей, с чем мы её сердечно поздравляем. — Раиса Ивановна, многие севастопольцы и гости города именуют Художественный музей имени М.П. Крошицкого "малым Эрмитажем". Вам довелось руководить этим учреждением в те славные годы, когда культура занимала особое место в жизни севастопольцев.

— У каждого музея своя история, свой путь формирования коллекции. Художественный музей им. М.П. Крошицкого расположен в четырехэтажном здании, украшенном колоннами, обилием архитектурного декора и "эрмитажными" атлантами. Здание является образцом эклектики отечественного зодчества конца ХIХ — начала ХХ века, одним из немногих, уцелевших в годы военного лихолетья. Конечно, дело не только в схожести отдельных элементов архитектурных деталей и совпадении функциональной сущности, но как не вспомнить Михаила Владимировича Алпатова, доктора искусствоведения, профессора, который считал, что музей "вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения".

Наш музей, официальная дата основания которого 6 ноября 1927 года, по праву считается наиболее ценным собранием в Крыму. Говоря о создателях "эпической поэмы" истории музея, к которой причастны десятки людей, невозможно не вспомнить М.П. Крошицкого, которого я знала лично. Почти каждый факт богато насыщенной событиями биографии Михаила Павловича — тема отдельного разговора. Но наиболее значительным его деянием (а точнее и справедливее назвать это настоящим подвигом!) стало спасение картинной галереи в дни Великой Отечественной войны.

— Раиса Ивановна, в годы вашего директорства в музее организовывались выставки, чтобы посмотреть которые люди выстаивали длинные очереди. Помнится, на одном из опубликованных в нашей газете снимков, очередь доходила едва ли не до Морской библиотеки. Как вам удавалось привлекать в Севастополь такие экспозиции?

— Вы заставляете меня выдавать секреты организации музейного дела. По-моему, самый главный секрет успеха в любой работе — это любить свое дело. Мне очень хотелось вместе с коллективом сотрудников музея организовать такие мероприятия, чтобы нам завидовали москвичи и ленинградцы, жители других крупных мегаполисов, имеющих несомненные преимущества, особенно в культурной сфере. Вот почему нам удалось привлечь в Севастополь такие экспозиции, как "Тульское оружие из собрания музеев Московского Кремля", "Мемориал Айвазовского", "Спасение панорамы" (выставка днепропетровского художника Н. Родзина). А на выставке "Народные промыслы народов СССР" прямо в залах музея проводились мастер-классы, народных умельцев хохломской росписи, рукодельниц вологодских кружев, мастеров янтарных дел из Прибалтики, дымковской глиняной игрушки.

— А я не могу забыть того резонанса, который получила выставка произведений Ильи Глазунова. Она сопровождалась встречами со зрителями, художниками, журналистами. Это был своеобразный взрыв общественного интереса. И все знали, что Илья Глазунов вместе со своей супругой Ниной Бенуа приехал в Севастополь только благодаря вам.

— Начнем с того, что в те годы к творчеству Ильи Глазунова было неоднозначное отношение. Много усилий я потратила на то, чтобы убедить в необходимости такой выставки чиновников из разных кабинетов. Время показало, что мы были правы. Руководители города с большим интересом осмотрели работы Ильи Глазунова. Сказать, что выставка имела большой резонанс, это ничего не сказать. В наш музей приезжали на автобусах экскурсанты из Симферополя, Джанкоя, Бахчисарая, Ялты и других городов Крыма.

— Раиса Ивановна, Илья Сергеевич Глазунов не раз бывал у вас дома. И мне как журналисту посчастливилось впоследствии (не без вашего участия!) побывать в его московской квартире, в течение нескольких часов общаться с ним, его супругой, а затем опубликовать репортаж из мастерской на страницах "Славы Севастополя". Еще раз выражаю вам свою благодарность за такую возможность, А с кем еще вам повезло встречаться на жизненном пути?

— Вся наша жизнь соткана из встреч. Но скажу словами поэта: судьба порою дарит встречи, такие, что они влияют на всю дальнейшую жизнь. Будучи студенткой 2-го курса Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша, я впервые посетила в 1951 году Феодосийскую картинную галерею. Впечатление от произведений Айвазовского осталось на всю жизнь. Здесь я услышала о Волошине. А потом судьба подарила мне встречу с Марией Степановной Волошиной, женою Максимилиана Волошина. По материалам Дома поэта была издана книга "Максимилиан Волошин — художник", одна из первых ласточек после многолетнего забвения творчества поэта. Именно здесь, в Доме Волошина, были встречи с Мирэль Шагинян, Сергеем Наровчатовым, Владимиром Цигалем. Вместе с Генрихом Густавовичем Нейгаузом в семье архитектора Габричевского мы подбирали, какой музыкой лучше сопровождать чтение стихов Максимилиана Волошина. Интересной была встреча с Ниной Николаевной Грин, женой Александра Грина. Навсегда запомнилась встреча с Олегом Николаевичем Ефремовым, главным режиссером театра "Современник". Посчастливилось мне побывать в Звездном городке, когда готовилась выставка картин летчиков-космонавтов Леонова и Джанибекова. Дружна со многими корифеями искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Львова.

— Художники, писатели, поэты, артисты — это понятно и близко к искусству. Но в числе ваших друзей, оказывается, есть и ученые, летчики-космонавты.

— С коллективом Крымской астрофизической обсерватории в поселке Научный в те годы у нас выстроились достаточно плотные деловые контакты. Мы регулярно устраивали там выездные выставки. Довелось встречаться со знаменитым астрофизиком Николаем Козыревым, первым открывшим факт вулканической деятельности на Луне. Кстати, он тоже бывал у нас дома. Именно с ним связан чрезвычайно любопытный эпизод, о котором знают немногие. На нашей домашней "посиделке" в кругу художников, любителей искусства, на сей раз присутствовал Николай Александрович Козырев вместе с Борисом Михайловичем Владимирским, тоже известным ученым. Случилось так, что Николай Александрович невзначай опрокинул на себя бокал с красным вином, и, естественно, залил свои светлые брюки. Я, как хозяйка, бросилась ему помогать и предложила надеть брюки мужа, который именно в эти дни находился на сессии в госуниверситете Ростова-на-Дону. Пока гость переодевался, я быстро застирала пятна. Конечно, этот факт послужил поводом для шуток, начинающихся словами: "Вдруг открывается дверь, и муж возвращается из командировки". Хотите — верьте, хотите, нет, но случилось так, как случилось. Сидевшие за столом отсмеялись, когда вдруг мы услышали звук ключа, открывающего дверь. Как потом выяснилось, муж, досрочно сдав все экзамены, вернулся домой. Знаменитая фраза "Не ждали" утонула в гомерическом хохоте. Картина: на пороге комнаты стоит муж, в торце стола — всемирно известный ученый в его брюках. Фраза, произнесенная Николаем Козыревым: "Уважаемый Геннадий Андреевич, я должен объяснить вам, почему я в ваших брюках!", была поддержана мужем мгновенно: "Нет уж, Николай Александрович! При таком количестве свидетелей нас рассудит только дуэль!".

— Раиса Ивановна, в вашем гостеприимном доме было весело, хлебосольно, познавательно. Всегда непременно узнаешь что-то новое, удивительное. Вы скромничали, рассказывали мало, но каждый новый факт был как откровение.

— Горжусь, что в домашнем архиве хранится неопубликованная работа известного русского писателя, литературоведа Виктора Борисовича Шкловского "О крымских стихах и рисунках Максимилиана Волошина", написанная как отзыв о моей работе 24 апреля 1968 года. Незабываемы мои встречи в Переделкино с Корнеем Ивановичем Чуковским, с крымскими литераторами и поэтами Владимиром Орловым, Борисом Серманом, Анатолием Милявским, Григорием Петниковым, Геннадием Черкашиным. Не говорю уже о художниках… Каждая встреча обогащает и придает особый аромат человеческим взаимоотношениям. Но как становится грустно, когда вспоминаешь тех, кто уже никогда не будет рядом!

— Раиса Ивановна, мы переживаем по поводу случившейся с вами беды. Выздоравливайте поскорее! Примите искренние поздравления по случаю вашего юбилея.

— Большое спасибо всем, кто меня не забыл, поздравил с праздником. Низкий поклон тем, кто помог нашей семье в трудную минуту. Проста истина, что друг познается в беде, но когда это чувствуешь персонально, многое высвечивается в особом свете. Дай Бог каждому из нас здоровья и благополучия.

Другие статьи этого номера